Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина
Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные
Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина «закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие
Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет.
Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта — вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим. Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным. Юношеское восприятие жизни у поэта — светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви, воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период — какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная — не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно:
Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.
Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении «Запели тесаные дроги» :
И на известку колоколен Невольно крестится рука.
В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:
О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку…
Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета.
Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем — Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика, с другой — воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях «Письмо матери», «Русь советская», «Русь уходящая», «Возвращение на Родину». Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь «поют агитки Бедного Демьяна»:
Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец.
Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя «последним поэтом деревни». Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:
Воскресные сельчане У волости, как в церковь, собрались… И вот сестра разводит, Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»…
Появляется мотив поэтического творчества, его значения, и приобретает то же трагическое звучание:
Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Тема поэта и поэзии здесь тесно связана с темой Родины: Есенин воспринимает свое творчество как возможное средство духовной связи с народом. Изменения в деревне преобразили и ее и народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остается в памяти Есенина светлым, чистым. В «Персидских мотивах», в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» Есенин пишет:
Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий.
Тема Родины опять связана с темой любви, развивается практически параллельно. Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку. Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви:
В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Я сердцем никогда не лгу, И потому на голос чванства Бестрепетно сказать могу, Что я прощаюсь с хулиганством.
Но все же хулиганская бравада оказывается сильнее чувств, появляется мотив разлуки. И лирический герой, и его возлюбленная страдают от разлуки, но жизни их оказываются разъединенными жизненной бурей, «роком событий». И все же в некоторых стихотворениях сквозит щемящая нежность, трогательная; в стихотворении «Собаке Качалова» поэт пишет :
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.
Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделенной, несчастной, безответной любви.
Любовь — это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. В ранних стихах Есенин описывает счастье как состояние души человека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:
Вот оно, глупое счастье С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным Плавает тихий закат. …моя тихая радость — Все любя, ничего не желать.
Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни : он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что «Все мы, все мы в этом мире тленны».
Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения «Отговорила роща золотая…» и «Не жалею, не зову, не плачу…». Смысл их и основные идеи сходны:
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком…
И:
Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.
Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: «роща» — это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами, старость — кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:
Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:
В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.
Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь — гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя «последним поэтом деревни», было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, «последнего поэта деревни», Сергея Александровича Есенина.
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина