Тема человеческой судьбы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
ГОРОД ТЕМНОЙ СТОРОНЫ
«Самое это появленье жандарма, который, точно какой-то палач, является в дверях, это окамененъе, которое наводят на всех его слова… все это как-то необъяснимо страшно. Признаюсь вам достоверно, a la lettre, на меня ни одна трагедия не произвела такого печального, такого тягостного, такого безотрадного чувства, так что я готов подозревать даже, не было ли у автора какого-нибудь особенного намерения произвести такое действие последней сценой своей комедии.
Н. Гоголь, «Развязка Ревизора»
Некоторые современники
Свой «уездный город» писатель однажды назвал «сборным городом всей темной стороны». В частности, он уделил большое внимание его устройству.
Современники Гоголя видели в городе жизнь Петербурга. Многие провинциальные зрители отождествляли его с жизнью своего города, уездного или губернского. Режиссер
Все эти значения как бы разом уместились в одном гоголевском образе города благодаря его типичности и — теперь это можно сказать уверенно — всечеловеческой широте.
Вот почему драматург считал, что в его комедии «и сцена, и место действия идеальны», хотя трудно представить себе что-либо более конкретное и более национальное, чем гоголевский город.
Широта обобщения в «Ревизоре» возрастала и благодаря следующей особенности творческой манеры Гоголя. Обычно в комедиях до Гоголя противопоставляли порочным и развращенным персонажам мир настоящей, честной жизни. Противопоставляли или прямо, вводя в действие так называемых добродетельных героев, или скрытно, когда присутствие этих героев чувствовалось за сценой.
Гоголь не сделал ни того, ни другого. Мало сказать, что он отказался от идеальных, добродетельных персонажей, — драматург не оставил для них возможности существования и за сценой, вне действия комедии.
В «Ревизоре» нет даже намека на то, что где-либо, в каком-либо дальнем или близком углу обширного русского государства жизнь протекает не так, как в городе, по иным законам и правилам. Все в пьесе предстает как общепринятое. И городничий и чиновники твердо знают, что нужно делать с прибытием ревизора. Нужно давать взятки, задабривать, пускать пыль в глаза.
Эти средства и раньше оправдывали себя, при наезде других высокопоставленных лиц; помогут они и на этот раз. Конечно, вполне могло случиться, что ревизор не взял бы. Но тот, с кем случилось бы подобное, знал бы, что это просто его личное невезение. Мало ли какие бывают соображения у ревизора?
Например, городничий, не умея вначале найти «подход» к Хлестакову, мог подумать, что тот просто набивает себе цену. В правильности же и эффективности выбранных мер никто из чиновников не сомневается.
Не сомневаются в этом и купцы, мещане — те, кто выступает в пьесе в роли обиженных и просителей. Купцы жалуются ревизору на городничего не за то, что он берет взятки, а за то, что он уж чересчур лютует в своей алчности — «не по поступкам поступает». Зная «порядок», они и к ревизору явились с подношением.
Гоголь говорил позднее, что на сценическую площадку «Ревизора» «из разных углов России стеклись… исключения из правды, заблуждения и злоупотребления». Но сконцентрированные в пьесе «исключения» из правил приобрели характер обыденности, нормы. Словом, мы опять сталкиваемся с необычайной широтой гоголевского обобщения и снова убеждаемся, что перед нами не простой город, а «сборный». Гоголевский город живет невиданно напряженной жизнью, он взволнован необычайным событием.
Это событие — ожидание, прием и проводы ревизора. Гоголь создает тем самым «общую» завязку пьесы, которую он сознательно противопоставлял «частной».
Пример частной завязки — любовная интрига, затрагивающая, самое большое, интересы нескольких людей: молодых любовников, а также их родных или слуг, помогающих соединению любящих. Вот почему Гоголь считал, что любовная завязка — «точный узелок на уголке платка». «Ревизор» же, говоря словами драматурга, вяжется «всей своей массою, в один большой, общий узел». Иначе и не могло быть в пьесе, в поле зрения которой — не семья, не дружеский круг, а целый город, да еще «сборный»!
Тема человеческой судьбы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»