ТЕМА ДОРОГИ В ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА

«Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым, грубым колесом. Другая дорога, уходящая в зимний лес, и близ нее замерзающая женщина, для которой смерть — великое благословение. Опять бесконечная дорога тянется, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней, под холодной луной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятье» — так писал о творчестве Н. А. Некрасова

русский поэт начала XX века К.

Д. Бальмонт. Стихотворением «В дороге» Некрасов начал свой путь, поэмой о странствиях по Руси мужиков закончил. Когда Некрасов пытался писать биографию, его детские впечатления вновь сопровождал образ дороги: «Сельцо Грешнево стоит на низовой Ярославско-Кост-ромской дороге, называемой Сибирской, она же Владимирка; барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства».

Грешневская дорога явилась для

Некрасова «первым университетом», началом познания многошумной и беспокойной народной Руси: У нас же дорога большая была: Рабочего звания люди сновали По ней без числа… Под наши густые старинные вязы » На отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турку, про чудных зверей…

Случалось, тут целые дни пролетали, — Что новый прохожий, то новый рассказ… С незапамятных времен дорога вошла в жизнь ярославско-кост-ромского крестьянина. Суровая северная природа заставляла мужика проявлять особую изобретательность в борьбе за существование, труд на земле волей-неволей подкреплялся попутными ремеслами.

Как перелетная птица, с наступлением зимних холодов, завершив крестьянскую полевую страду, собирался отходник в дальнюю дорогу.

Всю зиму трудился он в городе: строил дома в Москве, Петербурге, других городах, катал валенки, гонял лошадей, работал ямщиком, продавал по селам и деревням нехитрый товар, подрядившись в коробейники. Когда же начинало припекать солнце по-весеннему, собирался крестьянин домой, звала к себе земля — основу своего существования он видел в труде пахаря-хлебороба. В характере выросшего среди «бойкого народа» Некрасова с детских лет укоренился дух правдоискательства, который был присущ его землякам.

Народный поэт тоже пошел по дороге «отходника», но только не в крестьянском, а в писательском качестве. А образ дороги объединил стихи его первого сборника.

Умение проникать в мир другого человека определяло совершенно новое изображение характера простого человека, мужика, в лирике никогда до Некрасова не имевшее места. Особенно ясно это видно на примере стихотворения «В дороге», в котором рассказывается о трагической судьбе крестьянской девушки, воспитанной в господском доме и по прихоти барина отданной в мужицкую семью на собственную гибель и на горе своему мужу-крестьянину. Мы сочувствуем недоверию ямщика к господам, действительно погубившим несчастную Грушу, но видим и глубокое невежество ямщика; который с недоверием относится к просвещению, видя в нем ненужную господскую причуду: На какой-то патрет все глядит. Да читает какую-то книжку…

Инда страх меня, слышь ты, щемит, Что погубит она и сынишку: Учит грамоте, моет, стрижет… Выдающийся русский критик А. Григорьев писал об этом стихотворении: «Оно совместило, сжало в одну поэтическую форму целую эпоху прошедшего.

Но оно, это небольшое стихотворение, как всякое могучее произведение, забрасывало сети в будущее». В самом деле, Некрасов предвосхитил появление «Записок охотника» и беллетристики шестидесятников с ее анализом крестьянской жизни. В заключение некрасовского сборника снова тянется дорога — «небо, ельник и песок».

Внешне она так же невесела и неприветлива как в первом стихотворении, но совершается благотворный переворот: Вижу я в котомке книжку. Так, учиться ты идешь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.

Пронизывающий стихи образ дороги приобретает у Некрасова дополнительный, условный, метафорический смысл: он усиливает ощущение перемен в духовном мире крестьянина. Мысль о духовном пробуждении народа, прежде всего крестьянства, неотвязно преследует поэта и проникает во все его произведения предреформенной поры. В стихотворении «Размышления у па-Р&;;;amp;ДНОГО подъезда» поэт обращается к народу с вопросом, и в этом вопросе звучит и мольба, и призыв: «Ты проснешься ль, исполненный сил?

» И опять перед нами возникает дорога: …Постояв, Развязали кошли пилигримы, Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв, И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: Суди его Бог!

Разводя безнадежно руками, И покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами… На миг перед нами мелькает картина жарких пустынь и бредущих под солнцем паломников. На самом деле сохранился рассказ Панаевой о том, как создавалось это стихотворение.

Однажды Некрасов увидел из окна своей квартиры, как крестьян, подошедших к Дому напротив, отгоняли от подъезда дворники и полицейские.

Крестьяне выглядели озябшими и промокшими: было холодное, дождливое петербургское утро. V Некрасова же речь идет о палящем солнце, как бы о дороге в пустыне.

Это не случайно. «Пилигримы», паломники к Гробу гос-п°ДНю, рифмуются с «солнцем палимы» не только внешним образом. Здесь есть внутренняя перекличка. Мужики не только страда-ЛЬЦЫ, но и подвижники, они не только забиты, но и нравственно высоки, как высок только Человек, находящийся в пути, в поиске смысла жизни.

Как же воспринял Некрасов реформу» которая не дала народу же-Даемого освобождения? Поэт еще в\день опубликования царского Манифеста понял, что народ обманут.

Начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — с знаменательными названиями губернии, уезд а, волости, деревень — приковывает внимание читателя к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье. Поспорив, семь крестьян отправляются в дальнюю дорогу по России в поисках счастья.

Сюжет путешествия еще со времен Радищева, Пугцкина и Гоголя стал привычным в литературе, но никогда путешествующие не были столь необычны.

Двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне — не традиционные странники-богомольцы. Они — символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России. ‘ Дорога стоголосая Гудит! Что море синее, Смолкает, подымается Народная молва.

Народ в пойме Некрасова — мир сложный, многоплановый. Ты и убогая, Ты и обидьная, Ты и могущая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! Судьбу народа поэт связывает с соединением крестьянства и интеллигенции.

Только совместные усилия революционеров и народа, по мнению Некрасова, могут вывести крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока у поэта показан русский народ на пути к «миру на весь мир». Некрасов видит в народе силу, способную осуществить переустройство жизни: Рать подымается — Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!

Но вместе с тем поэт понимал невозможность преобразований в ближайшем будущем: Вынесет все — и широкую, ясную, Грудью дорогу проложит себе. Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе.

Через все творчество Некрасова проходит мысль о том, что жизнь — это дорога, человек постоянно находится в пути. «Все, более чем когда-либо прежде, ныне чувствуют, что мир в дороге, а не у пристани, даже и не на ночлеге, не на временной станции или отдыхе. Все чего-то ищет, ищет уже не вне, а внутри себя» (Н. И. Гоголь.

«Авторская исповедь»).




ТЕМА ДОРОГИ В ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА