Тема и идея сочинения по роману «Герой нашего времени»

В романе «Герой нашего времени» три путешественника: первый — герой-рассказчик, любознательный путешественник с одним небольшим чемоданом, «который до половины был набит путевыми записками о Грузии», второй — Максим Максимыч, едущий в Ставрополь «с казенными вещами», третий — Григорий Александрович Печорин, отправляющийся в Персию, а до этого путешествующий по Кавказу. Через путешествие этих трех героев автор решает одну главную задачу — показать сложный противоречивый характер Печорина, «историю души человеческой».

Каждый путешественник выполняет свою функцию. Так, герой-рассказчик

Показывает нам место, где будут происходить события, связанные с Печориным; встречается с Максимом Максимычем и узнает от него историю Печорина и Бэлы; знакомится с самим Печориным во Владикавказе и дает психологический портрет главного героя; становится обладателем «Журнала Печорина», который публикует после смерти его автора. Максим Максимыч рассказывает встретившемуся офицеру историю жизни Печорина в крепости и любви к Бэле; знакомит героя-рассказчика с Печориным и передает рассказчику его бумаги — около десятка тетрадей.

путешествует по Кавказу не по своей воле, а «с подорожной по казенной надобности»; сталкивается с людьми, активно вмешивается в их жизнь, проявляя при этом различные стороны своего недюжинного характера; пишет дневник странствий своей души.

В «Бэле» мы получаем первое, достаточно поверхностное представление о герое, ибо душа Печорина остается закрытой для Максима Максимыча. Поэтому перед нами пока не «история души», а лишь ее предыстория. В «Максиме Максимыче» Печорин явлен воочию и становится объектом наблюдения спутника штабс-капитана — героя-рассказчика, который и дает точную психологическую характеристику герою «Бэлы» . В «Тамани», «Княжне Мери», «Фаталисте» мы получаем полное представление о внутреннем мире героя, который занимается беспощадным и безжалостным препарированием своей собственной души.

Вторая часть романа позволяет объяснить и понять некоторые поступки Печорина. Чаще всего вызывает осуждение поведение Печорина в истории с Бэлой. Стоит, однако, вспомнить, что встрече с Бэлой предшествовали объяснение с Мери и потеря Веры, что Бэла первой призналось в любви Печорину и, привезенная в крепость Азаматом, отказалась вернуться домой, что пребывание Бэлы в крепости стало возможным с молчаливого одобрения ее коменданта — Максима Максимыча, что именно пари, предложенное штабс-капитаном Печорину, ускорило развитие событий.

Мы готовы также осуждать Печорина за холодность и равнодушие по отношению к бедному Максиму Максимычу.

Однако следует вспомнить, что последний раз герои виделись пять лет тому назад, что с крепостью у Печорина связаны не самые лучшие воспоминания, что Печорина и Максима Максимыча мало что связывает, что за прошедшие пять лет в жизни Печорина произошло немало других событий, в жизни Максима Максимыча — ничего значительного. Все эти обстоятельства позволяют иначе взглянуть на эпизод встречи: о чем будут говорить эти разные люди, что вспоминать?

В этих рассуждениях отсутствует стремление идеализировать героя романа, есть желание осмыслить его поведение и поступки непредвзято. Это становится возможным, когда мы восстанавливаем реальную хронологию событий. Сцепление в романе двух повестей «Бэлы» и «Максима Максимыча» создает иллюзию, что между событиями в крепости и встречей во Владикавказе прошло от нескольких недель до нескольких месяцев, что и дает абитуриентам повод для обвинения Печорина в черствости и эгоизме.

И только пятилетний срок многое объясняет. Тем более, время Максима Максимыча и время Печорина — время разное: оно протекает в разных пространствах и разными событиями наполнено. Максим Максимыч скучает в горской крепости — Печорин «скучает» во всей России.




Тема и идея сочинения по роману «Герой нашего времени»