Тема: Литературная баллада в творчестве поэтов-романтиков
Жанр баллады возник в средние возрасты как танцевальная песня с драматургическим действием. Развитие литературной баллады связанной с творчеством поэтов-романтиков и их предшественников Гете и Шиллера. Уже в XVIII столетии балладу определяют как стих, в котором рассказывается о каком-то необыкновенном событии.
Автор выступает только как рассказчик, его собственные чувства скрываются, авторский язык почти отсутствует, он только объясняет читателю обстоятельства действия. За своим строением баллада быстрее напоминает драматическое, чем
Сюжеты баллад, авторы брали из народного творчества, исторических легенд, которые давали поэтам возможность отойти от реальной жизни, нарушить сложные философские или моральные проблемы.
Например, известная баллада Гете «Лесной король», известная в мастерском переводе В. Жуковского «Лесной царь». В ней три персонажа: отец, ребенок и лесной король. Ребенок боится таинственного леса, и его страх или рождается в воображении лесного короля, или, если поверить в существование
Отец успокаивает сына, стараясь дать простые и понятные объяснения того, что его пугает. Ребенок не может понять отца, его душа живет своей собственной жизнью. Баллада будит воображение читателя, принуждает внимательно прислушиваться к своим чувствам.
Ф. Шиллер избрал для своих баллад исторические сюжеты, обращаясь не к воображению, а к моральным чувствам читателей.
Баллада «Поликрат перстень» раскрывает проблемы человеческой судьбы. Сюжет рассказывает о царе Самосе Поликрате, которому долго во всем везет: и в военных походах, и в личной жизни. Царь Египта предупреждает его, что за дары судьбы надо платить, что боги не всегда будут помогать ему, когда он будет заботиться только о себе. Поликрат по совету царя Египта бросает в море свой наиболее дорогой перстень, даря его богам, но на второй день царю Самоса приносят огромную рыбу, в желудке которой нашли этот перстень.
С ужасом смотрит на возвращенный богами дар царь Египта, он пророчит Поликрату страшное будущее и оставляет его. Композиция баллады построена драматически: чем больше счастлив Поликрат, тем большую опасность ощущает царь Египта. Коварное убийство Поликрата, известное из общей истории, лежит за пределами баллады, но читатель догадывается, что судьба Поликрата в самом деле в опасности.
Баллада «Перчатка» рассказывает о случае, описанном в французских летописях: однажды Франциск I собрался смотреть диких зверей, одна из дам впустила перчатку, которая упала между зверьми, дама приказывает влюбленному в нее рыцарю достать перчатку, рыцарь смело подходит к зверям, берет рукавичку, возвращает даме и бросает ей перчатку в лицо. Баллада состоит из двух частей: в первой, Шиллер описывает зверей, все смотрят на страшное кровавое зрелище, потасовку зверей; вторая часть баллады почти дословно рассказывает случай из летописи. Автор предлагает читателям самим оценить поступок капризной дамы, которая через мелочь подвергает на смертельный риск жизнь рыцаря.
Жанр баллады развился в творчестве поэтов-романтиков, которые проявляли немалый интерес к народному искусству. В народных произведениях они видели отражение самобытности и неповторимости каждого человека. Польский поэт-романтик Адам Мицкевич обращается к фольклору, чтобы воссоздать художественное мышление народа, показать моральные проблемы, которые его интересуют. Фантастический мир, а не реальный, по его мнению, воплощает народный идеал: невиновность находит защиту, плохие поступки — от сверхъестественных сил. Наиболее полно они воплотились в балладе «Рыбка».
Как литературный жанр баллада сыграла важную роль в развитии литературы, она дала возможность широкому кругу читателей обратиться к народному творчеству, ее образам, идеям и эстетичным ценностям.
Тема: Литературная баллада в творчестве поэтов-романтиков