Тема любви в лирике Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация

Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство «в прекрасных мгновениях», Некрасов не обошел вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна» . Однако, говоря словами известного некрасововеда Н. Скатова, он «не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал ее прозу».

Из трех десятков лучших любовных стихотворений Некрасова в сочинении необходимо упомянуть

семь-восемь, а рассмотреть подробно не меньше трех-четырех. Основное внимание естественно уделить «панаевскому циклу». Авдотья Алексеевна Панаева — главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев.

Именно лирических, обратим на это внимание выпускников, так как, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев нельзя отождествлять с их литературными прототипами. Сам

Некрасов видел в своих стихах не просто стихотворное обращение к определенной женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти стихи в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. «Панаевский цикл» — пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нем мы почти не найдем социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова.

Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намеков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, «поединок роковой». Что можно сказать об этих двоих?

Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о неммало что известно. В центре «панаевского цикла» — она.

И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он «дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать» .

Далее необходимо проанализировать основные мотивы «панаевского цикла» . Это прежде всего мотивы ссоры ; расставания, разлуки или их предчувствия ; воспоминания ; писем и др. «Панаевским» стихам присуща некоторая парность.

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; «нервность» интонации, передающая почти «достоевские» страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Говоря о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с «денисьевским циклом» Тютчева. Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, «незаконности» любви, «мятежности» пронизывают оба цикла и тем самым объединяют — в интимной лирике — двух столь разных поэтов.

В заключение еще раз вернемся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания, но и в том, что для изображения «непоэтических» явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение. Позже эти особенности некрасовской поэтики будут продолжены другим поэтом-новатором — В. Маяковским, у которого тема любви также получает очень своеобразную трактовку.




Тема любви в лирике Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация