Тема любви в лирике Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация
Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство «в прекрасных мгновениях», Некрасов не обошел вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна» . Однако, говоря словами известного некрасововеда Н. Скатова, он «не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал ее прозу».
Из трех десятков лучших любовных стихотворений Некрасова в сочинении необходимо упомянуть
Именно лирических, обратим на это внимание выпускников, так как, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев нельзя отождествлять с их литературными прототипами. Сам
Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намеков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, «поединок роковой». Что можно сказать об этих двоих?
Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о неммало что известно. В центре «панаевского цикла» — она.
И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он «дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать» .
Далее необходимо проанализировать основные мотивы «панаевского цикла» . Это прежде всего мотивы ссоры ; расставания, разлуки или их предчувствия ; воспоминания ; писем и др. «Панаевским» стихам присуща некоторая парность.
Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; «нервность» интонации, передающая почти «достоевские» страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.
Говоря о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с «денисьевским циклом» Тютчева. Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, «незаконности» любви, «мятежности» пронизывают оба цикла и тем самым объединяют — в интимной лирике — двух столь разных поэтов.
В заключение еще раз вернемся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания, но и в том, что для изображения «непоэтических» явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение. Позже эти особенности некрасовской поэтики будут продолжены другим поэтом-новатором — В. Маяковским, у которого тема любви также получает очень своеобразную трактовку.
Тема любви в лирике Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация