Тема любви в лирике В. Маяковского

В творчестве В. Маяковского следует различать собственно любовную лирику, в которой лирический герой раскрывает свои чувства, а также стихотворения, где центральное место занимают рассуждения о сущности любви, о проблемах семейных отношений в новую эпоху.

К первой категории можно отнести стихотворения «Пустяк у Оки», «Лиличка!», «Ко всему». К произведениям второго типа -«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Любовь», «Заграничная штучка».

Стихотворение «Пустяк у Оки» — наиболее традиционное

произведение в плане раскрытия любовной темы. Оно передает романтическую атмосферу свидания лирического героя с девушкой. Оригинально его решение в плане звукописи: как в начале, так и в конце произведения ведущей является аллитерация «ш». Она подчеркивает тишину и покой этой уединенной набережной Оки, заросшей камышами:

Шли камышами:»Слышите: шуршат камыши у Оки. Будто наполнена Ока мышами., «

В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» В. Маяковский, сравнивая процесс творчества с добычей радия, заостряет внимание на сложности своего труда и говорит об ответственности писателя

за созданные произведения.

Автор прославляет силу поэтического слова и говорит о неразрывной связи литературы с проблемами народа, с задачами истории Весь свой поэтический талант В. Маяковский стремился отдать на службу родине. Он искренне хотел рассказать современному ем> миру и потомкам правду о пролетарской революции и молодом социалистическом государстве, видя в нем воплощение социальной справедливости и гарантию расцвета любимой отчизны.

Само название произведения «Разговор с фининспектором о поэзии» выглядит немного интригующим. Как же совмещаются в нем житейское, приземленное и духовное, возвышенное? Почему именно с фининспектором ведется разговор о поэзии?

Ответом на вопрос является самый обыденный биографический факт: во время написания стихотворения В. Маяковский вел переговоры с Мосфинотделом о неправильном, с его точки зрения, налогообложении. В то время так называемые «лица свободных профессий», а в эту категорию как раз и входили деятели искусств, должны были подавать в финансовый отдел сведения о своих предполагаемых доходах за год заранее. В. Маяковский был глубоко возмущен этим порядком и решил публично обсудить’данную тему. Но воображаемый монолог поэта с фининспектором звучит скорее иронично, чем серьезно.

Таким образом, указание необычного адресата является всего лишь сатирическим приемом. Однако шутливый тон лишь задает начало вполне серьезному разговору.

Поэт пишет о том, что рифму нельзя измерить определенным тарифом. Поэзия — тонкое, кропотливое ремесло. В. Маяковский согласен с тем, что поэт — вечный должник.

Но это долг высокого, общественного свойства, а не штраф за несданную декларацию о доходах.

Проблематика стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» постепенно расширяется. Она во многом созвучна со статьями В. Маяковского о поэтическом мастерстве. Автор пишет о разном качестве поэтического искусства: одни художники слова стараются воплотить в стихе свои собственные чувства, проблемы и переживания, месяцами кропотливо ищут нужные слова и рифмы, короче говоря, творчески относятся к своему нелегкому ремеслу, стремятся привнести нечто новое, интересное, значительное, обогатить родной язык своими достижениями.

Другие же — любители плагиата н дешевой славы — способны цинично украсть не только рифму, но и чужую строчку.

ЭтоОбычноеВоровсво и растратаСреди охвативших страну растрат,

Восклицает В. Маяковский, переводя разговор в сферу бухгалтерских терминов. Хотя подобная фраза и вызывает у читателя невольную улыбку, суть ее звучит вполне справедливо и хлестко.

Высмеивая подобных горе-героев, В. Маяковский язвительно сравнивает их произведения с накладными расходами на те, что действительно являются поэтическими шедеврами.

Поэт гневно осуждает пустословие и праздных ораторов, подчеркивает, что ценит в творчестве точность и краткость.

В финале стихотворения автор снова возвращается к проблеме долга. Он подчеркивает свой классовый, пролетарский долг перед народом, перед всей вселенной, и наконец, перед собственным поэтическим талантом. Причем этот долг он взвалил на себя добровольно, так как выбрал благородное поприще — служить людским сердцам и искусству.

Говоря о волшебном свойстве художественного слова, В. Маяковский пишет о том, что тот же фининспектор, запечатленный в стихах, обретает тем самым бессмертие:

Слово поэта — Ваше воскресение, ваше бессмертие, Гражданин канцелярист. Через столетьяВ бумажной рамеВозьми строкуИ время верни!

Поэт призывает чиновников повернуть головы в сторону расплодившегося моря «дельцов и пролаз», действительно имеющих реальные прибыли и доходы, омещанившихся за счет чужого труда.

Поэтическое же слово бесценно. Его нельзя измерить в процентах и пени Утверждая это, поэт иронично заявляет:

Сегодняшних дней убежденный житель, выправьтеЭнкапеэсНа бессмертье билетДействие стихов, И, высчитавДействие стихов, РазложитеЗаработок мойНа триста лет!

А тем, кто не ценит труд настоящего художника, В. Маяковский советует попробовать написать стихи самим. Этим задорным вызовом он и заканчивает «Разговор с фининспектором о поэзии».

Данное произведение ставит собой задачу привлечь внимание общества к проблемам деятелей искусства, беречь и ценить их, так как именно по созданным поэмам и стихам потомки будут судить об эпохе, о людях того поколения, об их мечтах и проблемах. Одновременно с этим В. Маяковский напоминает и самим поэтам об их высокой культурной миссии, о долге перед всей планетой, что непременно должно стимулировать их творческую активность, стремление писать еще лучше и весомее.




Тема любви в лирике В. Маяковского