ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ ГЕЙНЕ

Осенними вечерами, когда плачут неба и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных блуждает любовь. Будто и песня, необъятная и непостижимая, блуждает оно. И как его найти, как его позвать среди этих неизвестных путей? Так как так и полетит от тебя, не затронет твое сердце, забредя где-то там, в далеких степях, не оставив тебе даже воспоминаний, а лишь горькие ожидания. Изменяются времена и власть, изменяются жизнь и человеческое мировоззрение.

Но неизменяемыми остаются высочайшие истины, неизменяемой

остается человеческая потребность любить. Неразгаданной остается тайна души, в которой неугасаемым огнем горит священное и непреодолимое чувства любви.

Пополнил казну поэтических объяснений в любви и известный немецкий писатель Генрих Гейне в книге поэзий, которая принесла ему мировую славу. Многочисленные стихи сборника «Книга песен» были навеяны неразделенной любовью поэта к кузине Амалии, а со временем к ее младшей сестре Терезы. Этой теме посвященные первые разделы цикла «Страдание юности», «Сновидение» и «Песни».

Поэт живое в мире странных сновидений. Каждый стих раздела — это описание

тяжелого сна, видений, которые посещают поэта. Устные он видит «ее» — неверную любимую, утраченную навсегда. Бывает на ее свадьбе с другим:

…вижу я супружества молодое — Мою любовь из церкви гном ведет. Поэт продает душу адским силам за радость свидания с ней: Хотя раз ее крепко обнять, К сердцу своего прижмут, До боли в уста целовать, А там уже во что бы то ни стало! В сне он видит ее — бледную и холодную, как мрамор.

Поэт заплатил дьяволу страшную цену за нее, и вот появляется она в сопровождении самого дьявола, который и объединяет поэта с его любимой. Поворачиваясь к ней, поэт проходит кладбищем — из могил выходят призраки, каждый из них — жертва несчастной любви. Действительность и сон, призрака и реальность объединяются в этих стихах. Поэт целиком погрузился в свое отчаяние, но это не скорбная, безнадежная примиренность, а бушующее чувство.

Нигде поэт не видит светлого начинания, везде беспросветная тьма. Любовь в Гейне — сила, которая несет неминуемую гибель. Сам поэт — несчастный влюбленный, что болезненно переживает «ее» неверность, одна из многочисленных жертв.

В мире, где живое поэт, кажется, нет живых настоящих людей. Это призраки и лживые маски, которые скрывают подлость и никчемность. Лживое, обманчивое видение и самая любимая поэта.

Рассказ о горькой неразделенной любви продлевается в «Песнях».

Утром я встаю и спрашиваю: «Появится она?» А под вечер ропщу — не пришла она. Напрасно я в ночной задумчивости Сон к тебе зову,- В забвении, в мечтательном сумме Целый день живую.

Эти два распределений цикла «Страдание юности» имеют внутреннее единство, так как они варьируют одну и ту же тему. Мы оборачиваемся в очарованном кругу одних и тех же чувств и переживаний, мотивов и образов. В циклах «Лирическое интермеццо» и «Возвращение» Гайне снова рассказал о своей несчастливой любви, но по-иному.

В этих циклах — история любви поэта. Первый стих «Лирического интермеццо» — завязка — говорит о том, что в «мае месяцы» поэт влюбился и признался «ей» в любви:

Как в мае месяцы сады Развили рано, Тогда в моем сердце Проснулась любовь. Как в мае месяцы в садах Зачулось щебетание, Я ей свое желание

Поэт описывает блаженный залог влюбленности. На все в мире поэт смотрит влюбленными глазами,- он даже начинает понимать язык звезд, а Мадонна в Кельтском соборе кажется ему похожей на его любимую. Герой этого лирического романа — человек с богатой душевной жизнью, способна отдаться страсти, но вместе из тем лишенный непосредственности и наивности, умеет анализировать свои чувства.

Ее образ описывается меньше. Внешние черты настолько условные, что не создают живого образа. Внутренний образ определен еще меньше — она неверная любимая — это все, что можно сказать. Во втором лирическом романе поэт вводит нас в свою любовную катастрофу.

Произведение построено менее драматически. Во время путешествия поэт неожиданно встречается с семьей своей любимой.

Второй «роман» вобрал у себя значительно больше «материала», наблюдений, раздумий. Здесь больше описаний, прямо не связанных с любовной историей поэта, хотя в целом и это — история несчастливой любви. Это чувство изображает поэт в его развитии, показывает все то, что лежит между вершинами, все, что приводит к накалу, к взрыву. Чувство любви не представлено как что-то абсолютное, это сумма отдельных «относительных» чувств. Любовь неисчерпаемая и вечное как самая жизнь.

Вопреки всем бедам, злоключениям в мире властвуют чистота, честь, достоинство и любовь. Разные возрасты, разные языки… Единое — любовь…




ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ ГЕЙНЕ