Тема любви в русской прозе XIX века

Любовь способна творить чудеса, полностью изменить их видение жизни. Быть может, это самое сильное чувство, властвующее над разумом человека и способное заставить его по-новому смотреть на мир, воспринимать события с особой остротой ощущений как водоворот немыслимых происшествий.

Каждый человек в своей жизни рано или поздно испытывает чувство любви, и тогда его жизнь наполняется новыми впечатлениями и переживаниями. Для кого-то этот период становится одним из самых счастливых, но случается и так, что любовь приводит к разочарованию и

роковым ошибкам. Однако в любом случае любовь — это всегда испытание души, проверка жизненных убеждений человека.

Я думаю, что каждому дарована возможность испытать это удивительное чувство, именно поэтому меня поразили утверждения главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» о том, что любовь — это лишь физиологическая реакция организма. Но даже с таким умным и образованным человеком, как Базаров, любовь сотворила чудо и изменила в корне его мировоззрение.

Почему же на протяжении долгого времени Евгений Базаров отвергал любовь?

Базаров — сын отставного полкового лекаря. Он приезжает погостить

со своим другом Аркадием в имение его отца, помещика Николая Петровича Кирсанова. Базаров изучает естественные науки в университете, собирается стать врачом.

Вместе с тем, он человек новых взглядов, «нигилист», как представляет его Аркадий своему дяде Павлу Петровичу Кирсанову.

Аристократ Павел Петрович, долго служивший в Петербурге и не утративший даже в деревенской глуши столичного лоска, становится главным идейным противником Базарова. Споры между этими героями затрагивают все основные темы, волновавшие русское общество в тот период: отношение к народу, аристократии, естественным наукам, литературе, искусству и таким традиционным ценностям, как любовь и брак.

Тема любви обсуждает в их спорах неоднократно, и каждый раз Базаров определяет любовь как не более чем «белиберда». В его словах мы видим презрительное отношение к идеальным романтическим чувствам и принятие любви только в физиологическом смысле: «Нравится тебе женщина, так возьми ее!»

Между трепетным отношением к любви Павла Петровича и иронически-циничным Базарова существует огромная пропасть, что подтверждает также слова Базарова в разговоре о любви со своим учеником и подражателем, мягкосердечным Аркадием: «А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец». Пожалуй, именно в этих словах героя раскрывается его полное отрицание такого волшебного и романтического чувства, как любовь.

Однако любовь не единственное, отрицаемое им. Базаров, называя духовность «романтизмом» и «вздором», презирает людей — ее носителей: «Порядочный химик раз в двадцать важнее высокого поэта». Он смеется над отцом Аркадия, играющим на виолончели и читающим Пушкина; иронизирует над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим жизнь к ногам любимой женщины.

Базаров отрицает музыку, поэзию, красоту, любовь по инерции, не разбираясь толком в этих понятиях. Его полное непонимание романтических чувств между мужчиной и женщиной он демонстрирует и в разговоре с Аркадием об Одинцовой: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «у нее такие плечи, каких я не видывал давно»; «что за фигура!»; «на других баб не похожа». Какой цинизм, какая ирония слышатся в этих суждениях!

В них выражается все впечатление героя об Одинцовой, такова она в представлении Базарова, но мы видим ее совершенно другой.

Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умно и спокойно глядящими глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей.

Размеренность и постоянство — главные черты уклада в имении Анны Сергеевны.

Остается ли Базаров в Никольском таким же, как и до приезда? В доме Одинцовой с ним происходят удивительные метаморфозы. Сначала Аркадий обнаруживает, что Базаров в разговоре с хозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат. Эта женщина отличалась ото всех независимостью своих суждений, образованностью, проникновенностью, умом и благородством. Даже такой противник «романтической» красоты.

Как Базаров, смог увидеть и оценить все эти качества в героине. Мы замечаем его тревогу, беспокойство. Он легко раздражается, говорит нехотя, гляди т сердито.

Герой пытается побороть в себе новое чувство, начинающее зарождаться в его сердце.

Базаров отправляется в лес, чтобы остудить разум; упрямо закрывает глаза, заставляя себя спать. Что же послужило причиной «новизны» в поведении Базарова?

Настоящей причиной было чувство, возникшее у Базарова к Одинцовой. Он вдруг понял, что не может избавиться от мысли об этой женщине, так привлекавшей его и своей красотой, и умом, и достоинством. Базаров, утверждавший, что анатомия глаза не оставляет места для нежных взглядов, мечтает именно о нежных взглядах.

Пытаясь бороться с новыми чувствами, он постепенно понимает, что не может исторгнуть из сердца Одинцову.

Таким образом, теория Базарова не выдерживает испытания любовью и терпит поражение. Полюбив, он становится лучше, сердечнее, человечнее. Мы видим, что наш герой полюбил первый раз в жизни в идеальном смысле.

И вот Тургенев оставляет наедине Базарова и Одинцову. О чем они беседуют? О том, как живет Анна Сергеевна, о счастье и, наконец, о любви.

Базаров очень откровенен с Одинцовой, а ведь свои сокровенные мысли мы можем доверить только человеку, которого любим. «Раздражительная свежесть ночи, ее таинственное шептание» взволновало героев. Базаров «почувствовал себя наедине с молодою и прекрасною женщиной…» Он признает ее умной и красивой, говорит с ней о любви

Герой видит несчастье Анны Сергеевны в том, что она не может полюбить. А ведь он сам уже влюблен! И вот кульминация этой сцены…

Мы ждем решительного объяснения героя.

Базаров вдруг приблизился к Одинцовой, стиснул ее руку так, что она чуть не вскрикнула, и вышел вон. Через два часа он вернулся к себе с мокрыми от росы сапогами, взъерошенными волосами и угрюмый. Нет, не допустил Евгений Базаров своего признания в любви к Одинцовой.

Но, читая эти строки, мы видим, как глубоко чувствует и переживает герой.

На следующий день Базаров не смог сдержать своих эмоций: «Знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…» Эти слова главного героя выражают полноту и искренность его чувств. Мы видим его «пожирающий» взор, бьющуюся в нем страсть, похожую на злобу. Это состояние вполне объяснимо, ведь Базаров увидел в себе нового человека, способного любить и страдать.

Через полчаса Анна Сергеевна получила записку от Базарова, состоящую всего из одной строчки: «Должен ли я сегодня уехать — или могу остаться до завтра?» Евгений вверяет свое чувство этой женщине. Но Анна Сергеевна не смогла по достоинству оценить чувство Базарова. Она добивалась его откровенности только из интереса.

И сейчас, после объяснения с Базаровым, она решает, что «спокойствие — лучше всего на свете».

Итак, любовь или спокойствие? Перед таким выбором стоит героиня. Она не решилась на любовь к Базарову, человеку неординарному, который вряд ли сделал бы ее жизнь спокойной.

А что же Базаров? Мы видим его преобразившимся. Испытание любовью сделало его терпимее, сердечнее, мягче. Не случайно в композиции романа после объяснения с Одинцовой следует «второй цикл странствий» героя.

И в отношениях с родителями и с Аркадием, и с аристократами Кирсановыми он уже другой. Исчезла категоричность суждений, полное отрицание «романтизма».

Значит, любовь, по мнению Тургенева, способна изменить каждого. И победа Человека в Базарове есть великая победа любви!




Тема любви в русской прозе XIX века