Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

Цель: — выявить художественную идею стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины; — формировать навыки выразительного чтения, работы с учебником и иллюстрациями, исследовательской работы с текстом; — воспитывать патриотические чувства в ходе выявления художественной идеи произведения. Оборудование: Мультимедийная презентация. ХОД УРОКА. І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Выразительное

чтение стихотворения М. Ю.

Лермонтова «Бородино», сопровождаемое слайдами презентации.

III. Работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». 1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Исследовательская работа с текстом. — Найдите в речи рассказчика местоимения.

Сколько раз употреблено местоимение «я»? Чем объясняется такое употребление? . — Объясните значения слов Мусью, басурманы, заутра, ломить стеною, постоим головою, ушки на макушке. — В какой речи употребляются эти слова и сочетания? О чем это говорит? .

3. Слово учителя. В каждом слове мы слышим солдата, язык

которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии.

Языковая патетика стиха, органически сочетающаяся с речью солдата, позволяет Лермонтову создать монументальный собирательный образ русского народа — героя Отечественной войны 1812 года.

4.Анализ содержания. — Какие слова имеют иронический оттенок? . — Прочитайте слова, выписанные вами дома, которые отражают героизм русских солдат.

Этих слов почти в три раза больше, чем обозначений неприятеля. Почему? — Выразительное чтение стихотворения от начала до слов «Французы тут как тут». — Как рассказчик отвечает на вопрос молодого солдата? Какое значение имеет слово «отдали» в контексте стихотворения? . — Какие моменты Отечественной войны изображены в стихотворении?

— Какое значение имеют фразы: «Ведь были ж схватки боевые…», «Мы долго молча отступали…О русские штыки?» . Отражен в стихотворении и первый этап войны, и отношение к нему армии.

— Выразительное чтение отрывка от слов «Забил заряд я в пушку туго…» до слов «Кусая длинный ус». — Почему поэт так обстоятельно описывает канун битвы? — Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает: «Забил заряд я в пушку туго/И думал: угощу я друга/Постой-ка, брат мусью! » Однозначными или многозначными являются слова «друг», «брат»? .

— Выразительное чтение отрывка от слов «И только небо засветилось…» до слов «…мы в Бородинский бой».

— С какими словами полковник обратился к солдатам? Как эти слова характеризуют его? . — Выразительное чтение отрывка от слов «Ну ж был денек!» до слов «… гора кровавых тел». — Какой повторяющийся гласный звук создает ощущение, что мы слышим звук пролетающего ядра? Как называется повторение одинаковых звуков?

.

Аллитерация — Повторение одинаковых согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.

Ассонанс — Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи. — Выразительное чтение отрывка от слов «Изведал враг в тот день немало…» до конца стихотворения.

— Назовите глаголы, передающие напряженность боя. — Какое сравнение помогает представить битву и силы врага?

— Какие слова и выражения стихотворения свидетельствуют о храбрости и мужестве воинов?

— Если мы выпишем из произведения М. Ю. Лермонтова все слова, которые автор использовал для определения битвы, то получится следующий ряд: Схватки, боя, бою, перестрелке, бой, сражений, бой, бой, бой. — Какое слово встречается чаще и почему? . — Обращение к учебнику.

Чтение определения риторического восклицания.

Риторическое восклицание — Восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. — Найдите строки с риторическим восклицанием. С какой целью в каждом случае оно употребляется?

1 вариант — от начала стихотворения до слов «Есть разгуляться где на воле…» Да говорят еще какие! — звучит гордость за тех, кто принес славу родине. Про день Бородина! — подчеркивается значимость события. Богатыри — не вы! — звучит жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих дел.

Не отдали б Москвы! — чувствуется горечь, сожаление человека, испытывающего боль за судьбу страны.

2 вариант — от слов «Есть разгуляться где на воле…» до конца стихотворения. Есть разгуляться где на воле! — звучит предвкушение славной битвы. У наших ушки на макушке! — гордость за товарищей, умеющих сосредоточиться в трудные моменты боя.

Вам не видать таких сражений! — звучит и восторг, и ужас при воспоминании о кровавых событиях. И думал: Угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! — звучит ирония рассказчика, сознающего свое моральное превосходство над врагом. За Родину свою! — звучит высокое патриотическое чувство, которое испытывал каждый русский солдат — участник Бородинского сражения.

Как наши братья умирали! — звучит решимость не посрамить чести воинов, павших на полях сражений. Наш рукопашный бой! — местоимение «наш», звучащее в риторическом восклицании, подчеркивает патриотический подъем русских людей, идущих на бой не ради славы, а ради свободы Родины, решимость солдат не щадить себя во имя Родины. Ну ж был денек! — особо ярко передается воспоминание старого солдата о тяжелом сражении, о силе врага.

— Обращение к учебнику. Чтение определений сравнения и метафоры.

Сравнение — Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается значение первого предмета. В сравнении обязательно есть союзы «как», «словно», «будто» и др. .

Метафора — Это слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому-нибудь признаку. В результате создается художественный образ. . Метафора — скрытое сравнение, то есть в метафоре отсутствую сравнительные союзы.

IV. Подведение итогов урока. — Чему уделяет большее внимание поэт — описанию боя или душевному состоянию его участников? , а люди, их поведение, душевное состояние, отношение их к происходящему, подвиг народа. В лермонтовском стихотворении показан поэтический образ русского человека в тот момент, когда решается судьба его родины).

— Обращение к учебнику. Выразительное чтение учителем воспоминаний Ф. Н. Глинки.

V. Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»