Тема Москвы в поэзии М. Цветаевой
Жизнь М. Цветаевой была связана с Москвой так же, как жизнь А. Ахматовой с Петербургом. Родной город — одна из основных тем ее творчества. Особенно ярко она раскрыта в цикле «Стихи о Москве», написанном в 1916 году. Уже в первом стихотворении цикла Москва — «дивный» и «мирный» город — воспринимается как нечто чрезвычайно масштабное, всемирное:
Облака — вокруг, Купола — вокруг. Надо всей Москвой — Сколько хватит рук!
Москва — не земное явление, а небесное, то есть прежде всего духовное. Основной ее атрибут, повторяющийся
Из рук моих — нерукотворный град Прими, мой странный, мой прекрасный брат.
Называя Москву «нерукотворным градом», М. Цветаева верила в то, что воплощает в себе вечность, она ни когда не перестанет быть центром России и главным городом для каждого русского человека:
Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси — бездомный, Мы все к тебе придем.
Ведь Москва у
Греми, громкое сердце! Жарко целуй, кровь! Ох, этот рев зверский!
Дерзкая — ох! — кровь…
Именно Москву М. Цветаева воспринимала как «свой» город, единственно прекрасный и равный ей:
Ø У меня в Москве — купола горят…
Только Москва могла для поэтессы стать тем, что называют «домом», только в Москве она не чувствовала себя лишней, только там была свободна, и только в этом городе она может обрести покой:
В дивном граде сем, В мирном граде сем, Где и мертвой мне Будет радостно…
Но не памяти хотела М. Цветаева, а верила в то, что душа ее может успокоиться там, где ей было легко:
Вечной памяти не хочу На родной земле!
М. Цветаева знала, что Москва всегда будет помнить и ее «смех… коим всех морочу», и «божественную смуту» ее бумаг, как и сама М. Цветаева помнила всегда звон колоколов московских церквей, помнила Кремль и «жаркие» кисти рябины. Сколько бы ни прожила М. Цветаева вне России, сколько бы ни прошла верст, но неизменным осталось одно: «Забыть Россию — может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри — тот потеряет ее лишь вместе с жизнью».
Тема Москвы в поэзии М. Цветаевой