Тема «народного бунта» в произведениях русской литературы
Тема «русского бунта» нашла свое отражение в нескольких произведениях русской литературы, но, несомненно, свое начало в литературе XIX века она берет с романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Работая над этим произведением, писатель пользовался многочисленными историческими источниками, совершил поездку по местам пугачевского бунта, записывал рассказы очевидцев. В «Капитанской дочке» перед нами предстает Пушкин — художник, раскрывающий тему народного «бунта» в высшей степени художественно.
Пейзажная зарисовка
Этот человек изображается писателем не только как монументальная политическая фигура, но и как человек со всеми своими достоинствами и недостатками.
«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», — говорит Пушкин в повести «Капитанская дочка». Действительно,
Народный бунт для Пушкина — процесс неизбежный, но бесперспективный.
Картины народного бунта встречаются и в поэме » Мертвые души». Гоголь упоминает о происшествии, случившемся в селе Великая Спесь, крестьяне которого, объединившись с крестьянами другого села, «снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя, какого — то Дробяжкина». Обычно крестьяне, смирные и спокойные, терпеливо переносили произвол помещиков и чиновников, но иногда, и чем ближе к времени отмены крепостного права, тем чаще они расправлялись со своими обидчиками. » Повесть о капитане Копейкине», целиком запрещенная цензурой, отдельная новелла, вошедшая в состав поэмы «Мертвые души», повествует о героическом офицере, участнике войны1812года, Копейкине, который оказался ненужным после окончания войны; правительство забыло о его заслугах перед отечеством, и покалеченный патриот оказался без средств к существованию.
Более того: министр, нисколько не стыдясь, советует ветерану «самому поискать себе средств». И тогда Копейкин решил заявить о себе, своих правах единственно оставшимся ему способом: собирает вокруг себя беглых солдат; банда, сформированная Копейкиным, грабит все, принадлежащее «казне», то есть государству, становясь таким образом «благородным разбойником»: грабит он только грабителей народа, отнимает излишек.
Отражает тему народного бунта и повесть Пушкина «Дубровский». Тема, нашедшая отражение в повести, подсказана писателю самой российской историей: в тридцатых годах растет количество крестьянских волнений, поскольку крестьяне были доведены до отчаяния бесправием и жестокостью помещиков, стихийно восставали против своих господ, убивали, поджигали барские усадьбы. В повести Пушкина, помимо любовной линии ; авантюрного сюжета нас привлекает фигура Дубровского — дворянина, мстителя за обиды и несправедливости, борющегося с оружием в руках вместе со своими крестьянами против помещиков и чиновников.
Автор повести показал, как нарастает народное возмущение и протест против угнетения и насилия.
Таким образом, в рассмотренных нами произведениях тема русского бунта раскрывается писателями — Пушкиным в «Капитанской дочке» и «Дубровском», Гоголем в «Повести о капитане Копейкине», как вынужденное стихийное восстание народа, как процесс неизбежный, ибо народ доведен до ужасного состояния, но бесперспективный; гуманисты Пушкин и Гоголь не преемлят такого пути, ибо путь этот — жестокий, кровавый.
Проблема чести была актуальна во все времена, но особенно ярко это проявилось в литературе 19-го века. В произведениях разных авторов этого периода освещались различные аспекты данной темы.
Тема чести — одна из основных в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». На эту тему указывает эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Отец главного героя, Петра Гринева, дает сыну наказ служить честно, начальству не угождать, а главное, беречь свою дворянскую честь.
Петр уезжает на службу в армию, где становится непосредственным участником страшных событий — пугачевского бунта.
Когда Емельян Пугачев захватил Белогорскую крепость, ее защитники отказались присягать «этому разбойнику». Были жестоко казнены комендант крепости миронов, его жена и его солдаты. Отказался присягать на верность лжеимператору и Гринев. Он не мог нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине.
Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринев был готов на это.
Но среди дворян были и те, кто забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Таков Алексей Иванович Швабрин, перешедший на сторону Пугачева и ставший одним из начальников его войска. Но этот герой не сыскал уважения и в стане Пугачева.
Тот снисходительно и подозрительно относился к этому человеку: если он предал один раз, то сможет предать и второй.
Не чуждо понятие чести и самому Пугачеву. По отношению к этому герою можно говорить о понятии человеческой чести. Пугачев способен оценить чужое благородство: он испытывает уважение к Гриневу за то, что тот остался верен своему слову до конца. Да и сам Пугачев по-человечески честен и справедлив: он вызволяет Машу Миронову из плена Швабрина и наказывает злодея. Пушкин утверждает, что понятие чести свойственно всем людям, независимо от их сословия.
Следовать кодексу чести или нет — это зависит не от происхождения, а от личных качеств каждого человека.
В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» тема чести раскрывается через противопоставление Грушницкого и Печорина. Оба героя — типичные представители дворянства того времени. У каждого из них своеобразные понятия о дворянской и офицерской чести, каждый ее воспринимает и трактует по-своему.
У Печорина на первом месте находится личное «Я», все его поступки подчинены удовлетворению своих желаний. Чтобы получить желаемое, он без зазрения совести манипулирует людьми. Решив заполучить черкешенку Бэлу, герой использует страсть ее брата к хорошим скакунам и буквально вынуждает юношу украсть для него девушку.
Но, пресытившись ее любовью, Печорин просто забывает о ней. Он даже не задумывается о чувствах самой Бэлы, которая беззаветно полюбила его, о ее поруганной чести. Это подтверждает то, что понятие человеческого достоинства для Печорина очень условно.
Но в главе «Княжна Мери» мы видим, что Печорину не чуждо благородство. Во время дуэли с юнкером Грушницким герой до последнего момента не хочет убивать своего соперника. Зная, что секунданты Грушницкого зарядили только один пистолет, главный герой до последнего момента дает своему сопернику шанс одуматься. Позволив Грушницкому стрелять первому, герой готов к практически неминуемой смерти, но тот промахнулся.
Печорин понимает, что он убьет Грушницкого, поэтому дает ему возможность извиниться. Но Грушницкий находится в таком отчаянии, что сам просит Григория Александровича стрелять, ибо иначе он зарежет его ночью из-за угла. И Печорин стреляет.
В другом аспекте тема чести раскрывается в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». На примере образа Настасьи Филипповны Барашкиной писатель показывает, как может быть поругана человеческая и женская честь. В отрочестве героиню обесчестил богатый дворянин Тоцкий.
Долгое время живя у него на содержании, Настасья Филлиповна опустилась, прежде всего, в своих глазах. Будучи от природы высоконравственным и чистым существом, героиня стала презирать и ненавидеть себя, хотя во всем случившемся не было ее вины. Уверовав в свою порочность и бесчестие, она стала вести себя подобающим образом.
Настасья Филлиповна считала, что она недостойна счастья и искренней любви, поэтому не вышла замуж за князя Мышкина.
Можно сказать, что, потеряв свою честь, героиня потеряла свою жизнь. Поэтому, в итоге, она погибает от руки ее поклонника купца Рогожина. Тема чести — важная тема в русской литературе 19 века.
По мнению русских писателей, честь — одно из главных качеств человеческой личности. В своих произведениях они решали вопросы: что есть истинная честь и что есть мнимая, на что можно пойти ради защиты человеческой чести, возможна ли бесчестная жизнь и так далее.
Тема «народного бунта» в произведениях русской литературы