Тема нравственной стойкости человека в повести О. де Бальзака «Гобсек»
1. Вероятные причины беспутного поведения графини Ресто. 2. Что посеешь, то и пожнешь: последствия греха. 3. Искупление. Не совершай дурных поступков никогда, Чтоб не пришлось краснеть, сгорая со стыда: Раскаешься, и все ж молва тебя осудит,
И тесен станет мир от этого суда. О. Хайям В повести «Гобсек» О. де Бальзак показал ситуацию, весьма типичную для описываемого времени и тех кругов общества, к которым принадлежат граф и графиня Ресто, а также граф Максим де Трай. Светская дама, молодая и богатая, завела себе любовника.
Однако дело не
Графиня постоянно опасается, как бы о ее поступках не узнал муж. Возможно, что в какой-то момент женщина уже начинает раскаиваться в том, что натворила, может быть, даже задумывается о том, чтобы повиниться перед мужем, как ей советовал молодой юрист Дервиль.
Однако любовник, видя колебания графини, бессовестно шантажирует ее, намекая, что если она не даст ему денег на оплату его долгов, он покончит с собой: «Прощай, дорогая Анастази. Будь счастлива. А я… Завтра я уже избавлюсь от всех забот». Как же вышло, что женщина, у которой для счастья было все — красота, богатство, положение в обществе, любящий муж — очутилась в такой неприглядной ситуации?
Допустим, любовь… Но графиня — замужняя женщина, у нее есть определенные обязательства, и не только перед мужем, но и перед детьми, которые искренне ее любят и которых любит она сама. Как мать, героиня обязана заботиться о том, чтобы сохранить свое богатство для детей.
Как можно любить человека, который только и делает, что требует денег от своей возлюбленной? Вероятно, причиной возникновения греховной страсти графини стала скука, отсутствие каких-либо серьезных занятий и твердых нравственных принципов. Сам образ жизни графини, не отягощенной никакими заботами, привыкшей удовлетворять любые свои прихоти, в значительной мере способствовал любовным приключениям.
А человек, ставший ее любовником, не лишен определенного обаяния, чего нельзя сказать о каких-либо нравственных принципах: «Такого изящества манер в целом мире не увидишь… Женщины без ума от него… Граф Максим де Трай — существо самое странное, на все пригодное и никуда не годное… человек, которого могут терзать заботы, но угрызения совести, которого ощущения занимают сильнее, чем мысли… блестящее соединительное звено между обитателями каторги и людьми высшего света». Однако о самой графине нельзя сказать, что она, как и ее любовник, совершенно не испытывает раскаяния. «Образ любви, отравленной угрызениями совести», «графиня словно оцепенела, погрузившись в раздумье», «совесть у нее не совсем заглохла», «графиня явно колебалась» — автор постоянно подчеркивает разлад, царящий не только во внешней жизни, но и в душе женщины. Хотя история любви графини передана так, как она видится третьему лицу, юристу Дервилю. даже постороннего взгляда достаточно, чтобы понять, что гораздо больше неприятностей, чем радостей, принесла женщине ее предосудительная любовная связь.
Беспринципный щеголь де Трай бессовестно использует привязанность графини, ловко играя не только на ее недостатках, но и на достойных душевных качествах. Все старания графини скрыть свой проступок от мужа оказываются тщетными. Здоровье графа Ресто, узнавшего об измене жены, не без оснований подозревающего, что младшие дети не его, быстро ухудшается. Желая сберечь свое состояние для старшего сына, граф заключил фиктивную сделку с ростовщиком Гобсеком. Сущим наказанием для графини оказываются подозрения, что муж лишил ее и младших детей наследства.
Женщина уже раскаивается в своем беспутстве. Но по неумолимому стечению обстоятельств один грех влечет другой — женщина всеми правдами и неправдами стремится завладеть документами, которые прячет ее муж. Для этого графиня пытается использовать доверчивость старшего сына, одинаково привязанного к обоим родителям.
Но главное наказание ждет графиню после смерти мужа, когда ей удастся найти документы, обеспечивающие определенную долю наследства всем ее детям. Нечистая совесть шепчет женщине, что муж лишил ее младших детей наследства; и графиня, не читая, бросает документы в огонь. Сама, своей рукой она лишает детей состояния, хотя ради того, чтобы обеспечить их будущность, она была готова на все.
Так автор раскрывает важную идею — в грехе уже заключено зерно будущей расплаты. Муки совести отравили даже сами радости любви, которой опрометчиво предалась графиня; женщина стала послушной игрушкой в руках любовника, потеряла доверие и уважение мужа, постоянно опасается, что дети могут узнать о ее недостойном образе жизни. Наконец поняв, что за человек ее любовник, графиня испытывает мучительное раскаяние.
Ради такого человека она предала мужа, предавала интересы своих детей! В конце концов в лихорадочном потрясении она сама уничтожила документы, которые следовало бы беречь, как зеницу ока. Однако графиня сумела все-таки встать на достойный путь.
Еще во время болезни мужа в ней произошел нравственный перелом: «…Очень возможно, что, как многие женщины, пережившие бурю страсти, она теперь искренне стремилась к добродетели. Может быть, только тогда она и узнала ей цену, когда пожала печальную жатву своих заблуждений». В обществе о графине ходят нелицеприятные толки — люди ее круга вспоминают грехи ее молодости, хотя она совершенно изменила свой образ жизни. «Графиня ведет жизнь просто героическую…
Она всецело посвятила себя детям, дала им прекрасное воспитание и образование. Старшие ее сын — премилый юноша».
Мы видим, что графиня, несмотря на осуждение со стороны общества, смогла искупить свои прошлые грехи. Ее сын Эрнест — преданный и внимательный сын, он заботится и о матери, и о брате с сестрой, на службе он на хорошем счету, вот-вот вступит в права наследства, которое так старался сохранить для него отец. Таким образом, нравственное возрождение графини позволило ей на законном основании пользоваться уважением своих детей, а также, вероятно, отчасти обрести душевный покой и гармонию.
Тема нравственной стойкости человека в повести О. де Бальзака «Гобсек»