Тема одиночества в одноименном стихотворении И. А. Бунина

1. Природная пустота. 2. Тайна грусти и тоски. 3. Звуковое наполнение.

В своей поэзии Бунин сумел сделать много прекрасного. Как ие быть ему благодарным? В. Ф. Ходасевич Лирическое наследие И. А. Бунина наполнено различными красками. Это природные зарисовки, раздумья поэта о деревне, описание различных чувств.

По мнению А. Т. Твардовского, он умело прикасается к тончайшей ткани, способной отразить в произведении краски, запахи, звуки. Поэт наполняет свои стихи особой мелодикой. Иногда их просто хочется петь.

Они вспоминаются в моменты грусти

или печали, как например лирическая зарисовка «Одиночество», написанная в 1903 году. Такое чувство у поэта возникает неслучайно. Он как-то пишет об этом Н. Д. Телешову: «Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам… Как ни кинь, все тяжкое одиночество…».

Душа И. А. Бунина наполнена этим чувством, поэтому он решает выложить его в стихотворные строчки, чтобы поделиться и, может быть, разделить это состояние с кем-нибудь еще-, например с нами. Такое увядание в душе непременно связывается с осенью. У И. А. Бунина не мало стихотворений, в которых осень имеет свой прекрасный золотистый наряд. Но в этом произведении

природа согласуется с внутренним миром, который царит в душе лирического героя.

А там поселились дождик, ветер и мгла. Они словно пеленой закрывают те чувства, что скопились в душе поэта и не дают им выхода. Ведь если на улице не было хотя бы мглы, то дождик, возможно, дарил утешение, унося вместе с потоками воды все беды и печали.

Но в следующей строке появляется водное пространство, которое лирический герой называет пустыней. Мы не видим здесь ни птичек, ни листвы. Оно холодно и безжизненно. Так создается очень мрачная картина, в которую мы погружаемся с первых же строк произведения.

И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. А. Т. Твардовский писал о том, что И. А. Бунин предельно конкретен и точен в деталях и подробностях описаний. Мы понимаем, что это пространство, которое окружает лирического героя, пустое.

В нем нет никого и ничего, кроме природных проявлений. Однако лирический герой все равно указывает на то, что жизни в этом месте нет. Даже сады опустели до весны. В них мы не услышим пения птиц, поэтому они не смогут добавить в печальную картину своих звуков, которым всегда придавал большое значение И. А. Бунин.

Так перед нами предстает немая картина, полная тоски и разочарования. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. В этих строках слово «весна» повторяется два раза. Кажется, что лирический герой уверен, что именно это время года способно принести облегчение. Но раз за. окном осень, то до весны еще далеко.

И значит, мы не скоро увидим и услышим радостные нотки в речи лирического героя. После такой природной композиции он сам появляется в повествовании. Поэтическое произведение позволяет говорить о внутренних душевных чувствах.

Но использование местоимения «я» усиливает эффект. И нам хочется присоединиться к герою, чтобы ему было не так одиноко на даче. Позднее в стихотворении появляется один друг — мольберт, которому лирический герой хотел бы излить свои чувства.

Но в этой части комнаты темно, поэтому в произведении не говорится о том, что на мольберте что-нибудь будет нарисовано. Тогда к лирическому герою проникает новый посетитель — ветерок. Но и он не способен развеять печаль. Наоборот, кажется, что ветерок приносит с собой тот холод, который витал над водой и теперь решил добраться до души лирического героя. Я на даче один.

Мне темно За мольбертом, и дует в окно. Так почему же в душе лирического героя живет одиночество? Кто нарушил его покой?

По воспоминаниям жены поэта В. Н. Муромцевой-Буниной стихотворение было написано летом: «Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно имело успех «Одиночество», посвященное художнику Нилусу». Тогда возникают новые вопросы: как в царстве света и красоты можно создавать такие темные и мрачные стихотворения. Поднимемся в воспоминаниях еще на один временной отрезок выше.

Вот, например, письмо к старшему брату весной этого же года: «Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то все-таки было новое». В жизнь поэта вторгается много печальных переживаний. Это и разрыв с его первой женой, А. Н. Цакни, и «литературное одиночество». Все это предпосылки для написания подобного стихотворения.

Лирический герой, наконец, раскрывает нам тайну своей грусти и тоски. Вчера у него была посетительница, которая дорога его сердцу. Но она ушла, потому что ей теперь с ним тоскливо. Значит, грусть лирического героя была настолько большой, что ложилась тяжким бременем и на любимого человека. Хрупкая женщина, которую он, возможно, когда-то любил не захотела наполнить свое сердце тоской.

Она предпочла оставить его одного, наедине со своими мыслями и чувствами. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Определенную безысходность задает в стихотворении и музыкальность письма Бунина, о которой говорил еще А. Т. Твардовский.

Так, первая строчка стихотворения заканчивается буквой «а» . Она словно расширяет пространство, способное вместить в себя все одиночество лирического героя. Когда же в произведении появляется он сам, то несколько строк заканчивается на букву «о» . И в этом момент пространство вокруг лирического героя словно смыкается. Он закрывает свой душевный мир от посторонних. И мы узнаем, что весь день ему пришлось быть наедине с печальной природы, поэтому под вечер любимая стала казаться ему женой.

Вероятно, этого очень жаждало сердце, поэтому возникает в воображении лирического героя подобная картина. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой… Лирический герой словно обрывает себя на полуфразе и ставит многоточие.

Некоторые исследователи творчества поэта отмечали, что его поэзия «строга и эмоционально сдержанна». Может поэтому лирический герой и перестает рассказывать нам о том, что ему представилось в такой ненастный день. Он прощается с образом любимой, который непременно должен вернуться весной.

То есть такому весеннему и радостному человеку нет места в его холодной осенней душе. Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены… И снова лирический герой останавливается.

В стихотворении появляется многоточие. Но в этот раз нам кажется, что он пытается не выплеснуть на любимого человека свою злобу. Ведь последние слова, которые сообщаются нам о том, что он снова остался один, лирический герой произносит с каким-то ожесточением.

И единственное, что остается с ним рядом, — природа. А вот в ней постоянно происходит движение, она не застывает несмотря на то, что на землю спустилась осень. Лирический герой пытается в этой картине найти свое великолепие. Сегодня идут без конца Те же тучи — гряда за грядой. Но в его мир снова вторгается образ любимого человека и тут же исчезает, так как дождик смывает даже ее следы.

Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. Наконец, в стихотворении появляются краски, которые всегда в большом количестве разлиты по лирическому наследию поэта. Но для своего одиночества он использует только одну — серую. За этим определением следует существительное «тьма», что добавляет новый оттенок в такой цвет.

И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму. Так, тьма становится последней каплей в море грусти и тоски. Лирический герой решает наконец разомкнуть свой круг с помощью крика.

Он хочет вернуть того, кто ему был безумно дорог, кто стал частичкой его души. Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но он понимает, что вернуть женщину невозможно: Раз она разлюбила, то навсегда. Лирический герой становится для нее чужим, и соответственно, она не сможет освободить его от того одиночества, которое заполнило бы сердце и душу. Но для женщины прошлого нет: Разлюбила — и стал ей чужой.

Тогда он решает согреться у камина. Это единственный друг, который остался с ним рядом. Он сможет, хотя бы своими языками пламени, внести веселые нотки в пошатнувшееся душевное равновесие. Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить. В конце произведения после описания всех оттенков одиночества появляются конкретные бытовые детали. Так, эмоциональный накал словно уравновешивается: лирический герой решает просто купить собаку. В небольшом стихотворении об одиночестве И. А. Бунин поднимает множество проблем.

Оно говорит о том, что природа и друзья не всегда могут исцелить душу, что любовь имеет свои пределы. И все это вместе позволяет создать не менее выразительную картину одиночества, которую поэт и запечатлевает в стихотворных строках.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Тема одиночества в одноименном стихотворении И. А. Бунина