Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского В. В
Твой труд переживет тебя, поэт, Переживут творца его творенья, Живого не утратит выраженья С тебя когда-то списанный портрет. И. А. Бунин В. В. Маяковский унаследовал из литературной традиции ответственное отношение к поэтическому творчеству. Серьезный поэт всегда стремится осмыслить свое жизненное предназначение.
Это стремление особенно характерно для русских поэтов, потому что литературное творчество в России всегда расценивалось не как приятное развлечение, а как высокое служение родине, народу, истине. Каждый русский поэт считал
Восторженных похвал пройдет минутный шум… Пушкину важно было
М. Ю. Лермонтов относится к поэзии как к деятельности, способной изменить мир, повлиять на общество, на судьбу народа. В стихотворении «Поэт» он вспоминает, что некогда…стих, как Божий дух, носился над толпой И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. Но в современном обществе поэзия, по мнению Лермонтова, превратилась в золотую безделушку, бесславную и безвредную. Сам Лермонтов стремился сохранить гражданский пафос поэзии: стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен» лирический герой заканчивает восклицанием, направленным против людей-бездушных масок: О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!.. Н. А. Некрасов считал гражданским долгом поэта привлекать внимание читателей к главной общественной проблеме своего времени — к тяжелому положению угнетенного народа: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая — «страдание народа» И что поэзия забыть ее должна, — Не верьте, юноши!
Не стареет она. Если Пушкин сравнивает свою музу с прекрасной девушкой, то Некрасов — с молодой крестьянкой, которую бьют кнутом на Сенной площади: Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал играя… И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!». Маяковский жил в новой стране — в Советском Союзе, который назвал «республикой труда» и воспел как первое в мире государство, где свободные люди сами устраивают свою жизнь, покоряют небо, море, время. Эпоха социальных революций и мощного индустриального развития наложила свой отпечаток на поэзию Маяковского, на его понимание роли поэта в современном мире. Поэт, по мнению Маяковского, не должен сочинять свои стихи в кабинете, в тишине и уюте, он должен идти на улицы, на заводы, в самую гущу жизни, где делается история:
Довольно грошовых истин. Из сердца старое вытри. Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры.
Книгой времени Тысячелистой революции дни не воспеты. На улицу, футуристы, Барабанщики и поэты. В знаменитом стихотворении «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» поэт и его творчество сравниваются с солнцем. Лирический герой, разговорившись с Солнцем, жалуется на жизненные неприятности и трудности творчества, но небесное светило останавливает поток жалоб: «А мне, ты думаешь, светить легко?».
В этом стихотворении выражен оптимизм Маяковского, исторический и личный: надо работать, сочинять вопреки любым препятствиям: Светить всегда, Светить везде, До дней последних донца, Светить — И никаких гвоздей! Вот лозунг мой — И солнца! Сравнение поэта с солнцем, которое употребил здесь Маяковский, совершенно оригинально — никто раньше в русской поэзии не поднимал так высоко значение поэтического творчества.
Также никто раньше не сравнивал поэта с рудокопом, а саму поэзию — с добычей ценной руды, а Маяковский делает это в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» . Поэт утверждает, что его работа так же важна, как работа крестьянина, рабочего, потому что настоящая литература воспитывает людей, «делает их души»: Но как испепеляюще слов этих жжение Рядом с тлением слова-сырца. Эти слова приводят в движение Тысячи лет миллионов сердца. Поэт, по мнению Маяковского, не должен возвышаться над народом, иначе его поэзия быстро превратиться в «золотую игрушку»:
А что, если я народа водитель И одновременно — народа слуга? Уйдя в свои собственные проблемы, к чему призывали эстеты «серебряного века», поэт рискует стать непонятным и для своих современников, и для будущих поколений. Поэт может стать, по Маяковскому, бессмертным, если отразит свое время как внимательный, заинтересованный и умный свидетель: Долг наш — реветь медногорлой сиреной В тумане мещанья, у бурь в кипенье.
Последним крупным произведением Маяковского является вступление к поэме «Во весь голос» , которое стало своеобразным завещанием поэта, подобно «Памятнику» Г. Р. Державина, «Памятнику» А. С. Пушкина, стихотворению «О Муза! я у двери гроба» Н. А. Некрасова. Во вступлении поэт решает сам рассказать о себе и своем времени: он признается, что не позволял себе воспевать в романсах «розы и слезы», хотя эти темы очень приятны и доходны, Но я себя смирял, становясь На горло собственной песне. Поэт считает, что безнравственно в тяжелое время войн, разрухи, голода, повальных эпидемий воспевать любовь и красоту любимой женщины, надо жить заботами своего народа, помогать ему простыми, пусть даже грубыми, но честными стихами: Мой стих трудом громаду лет прорвет И явится весомо, грубо, зримо, Как в наши дни вошел водопровод, Сработанный рабами Рима.
Если так смотреть на задач и и цели поэзии, то личная слава будет мало волновать, а успехи страны и народа, которому поэт служит, будут для него самым лучшим памятником, огромным и вечным: Мне наплевать на бронзы многопудье, Мне наплевать на мраморную слизь. Сочтемся славою — ведь мы свои же люди, — Пускай нам общим памятником будет Построенный в боях социализм. Итак, рассуждая о поэте и поэзии, Маяковский развивал, но не повторял идеи классической русской поэзии.
Для Пушкина, Лермонтова, Некрасова характерно ответственное отношение к своему творческому предназначению. Все они требовали от поэзии честности, человечности, высокой нравственности, патриотизма и одновременно всемирной отзывчивости. Маяковский, унаследовав все эти поэтические принципы от своих предшественников, все-таки выступил как поэт-новатор. Он обогатил русскую поэзию новыми идеями и образами.
Он сразу и решительно принял революцию и открыто заявил о своем служении ее идеалам: ему хотелось вмешиваться в происходящее, а не наблюдать события со стороны; ему хотелось самому обращаться к революционному народу, и он выступал на заводах, на митингах, на поэтических вечерах в Политехническом музее. Он утверждал, что «место поэта в рабочем строю», что главная задача поэта не столько прославлять себя, сколько помогать очищать жизнь от недостатков, бороться с различными «мерзавцами», которые «ходят по нашей земле и вокруг». Новаторство Маяковского проявилось и в области стихотворной формы. Он открыто воспевал Октябрьскую революцию и новое Отечество, в его произведениях отчетливо слышатся интонации поэта-трибуна, «оратора, горлана, главаря», как он сам себя называл. В основе поэзии Маяковского лежит живая разговорная речь современников, речь улицы, «корявый говор миллионов».
Подавляющее большинство его произведений написано тоническим стихом, а не силлабо-тоническим, как практически вся классическая русская поэзия XIX века. Он разработал новые рифмы для стихосложения, создал оригинальные метафоры, изобрел новые слова — неологизмы. Все сказанное позволяет утверждать, что Маяковский — замечательный поэт, который лучше многих своих современников отразил в поэтических произведениях свое время — бурную эпоху революционного перелома.
В этом ценность и значение его творчества.
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского В. В