Тема поэта и толпы в лирике В. В. Маяковского

Основной своей задачей как поэта В. Маяковский видит создание нового искусства — искусства масс. Он готов ради этого «сбросить Пушкина и прочих с парохода современности», о чем заявлено в манифесте футуристов 1912 года, напечатанном в сборнике «Пощечина общественному вкусу». Большую роль в этом убеждении сыграл протест против современного поэту буржуазного общества, один из четырех криков «Долой!» в поэме «Облако в штанах» самим поэтом определялся как «Долой ваше искусство!».

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьев какое-то варево, улица корчится безъязыкая — ей нечем кричать и разговаривать.

В. Маяковский отрицает традиционные атрибуты поэзии, ставшие штампами «пажи, дворцы, любовь, сирени куст» .

ЕслиТакие, как вы, Творцы — Мне наплевать на всякое искусство. Лучше лавочку открою… —

Так категорически не приемлет он изысканных красот модных салонных поэтов начала века — своих современников. Недаром имя Северянина для Маяковского становится синонимом пошлости и претенциозности, излюбленной мещанами. Поэзия должна служить народу, толпе.

Еще большую значимость эти убеждения

поэта приобретают после Октябрьской революции.

Довольно грошовых истин. Из сердца старое вытри. Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры…На улицы, футуристы, Барабанщики и поэты! —

Призывает поэт своих собратьев по перу. Аналогичный призыв звучит в «Приказе №2 армии искусств»:

Товарищи, Дайте новое искусство — Такое, Чтобы выволочь республику из грязи.

Тяжелая будничная работа в «Окнах РОСТА», агитация, пропагандистские стишки — это не всегда поэзия в высоком понимании значения этого слова. Но долг велит поэту заниматься тем, что нужно революции, молодой советской власти. Особенно важным в этой связи представляется стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Сопоставление поэта и солнца, привычное для мировой культуры, приобретает новое, демократическое звучание: солнце в гостях у поэта по-приятельски с ним беседует. Фантастическое, условное начало сочетается в стихотворении с разговорно-бытовым, повседневным. Лирический герой — поэт-труженик — находит полное взаимопонимание с другим великим тружеником — солнцем. У них общие проблемы, общие цели,, они едины в своем отношении к дому:

Светить всегда, Светить везде, До дней последних донца, Светить — И никаких гвоздей! Вот лозунг мой — И солнца!

Одним из своих программных стихотворений о назначении поэта и поэзии В. Маяковский считал «Разговор с фининспектором о поэзии»,

Говоря о тяжелом труде поэта, В. Маяковский сравнивает поэзию с добычей редких металлов: «В грамм добыча, в год труды». Ради чего? Чтобы слова приводили «в движение тысячи лет миллионов сердца» Конечно же, вопреки собственным декларациям поэта, это трансформированные пушкинские строки о назначении поэта «глаголом жечь сердца людей». Но назначение поэта у Маяковского — это прежде всего дом, величайшая ответственность перед народом:

Долг наш — РеветьМедногорной сиреной в тумане мещанья, У бурь в кипеньеПоэтВсегдаДолжник вселенной..

Поэт по доброй воле отказывается от творческой свободы, ставя превыше всего чувство долга, считая свое творчество служением народу. Прав ли он? Раздумья на эту тему звучат во вступлении к поэме «Во весь голос» — неосуществленному замыслу Маяковского.

Поэма должна была стать своего рода подведением итогов большого периода своей жизни, рассказом «о времени и о себе». Предрекая долгую жизнь и большое будущее своим стихом, поэт говорит о том, что побудило его именно к такому творчеству, такой тяжелой черновой работе во имя революции:

Но я СебяСмирял, СтановясьНа горлоСобственной песне.

Называя себя «агитатором», «горланом-главарем», поэт видит в своих стихах прежде всего идеологическое оружие, рисуя «парад» своих страниц. «Кавалерия острот» с «отточенными пиками» рифм, «строчечный фронт», жерла «нацепленных зияющих заглавий» поэм — все эти «поверх зубов вооруженные войска» посвящены поэтом пролетариату. Его творчество не может быть свободно от политики — в этом Маяковский видит историческую диалектику своего времени:

Мы открывалиМарксаКаждый том, Как в домеСобственномМы открываем ставни, Но и без чтенияМы разбирались в том, в каком идти, В каком сражаться стане.

Все это было ради великой цели, ради «общего памятника» — «построенного в боях социализма». Но тот социализм, что был построен, все-таки не был тем, о чем мечтал поэт. Вопрос, надо ли было «наступать на горло собственной песне» ради цели, оказавшейся ложной, остается открытым, а трагедия оборвавшейся жизни поэта доказала, что иные ошибки невозможно исправить, как невозможно вернуть вспять время и пройти весь путь сначала…




Тема поэта и толпы в лирике В. В. Маяковского