Тема поэзии в русской лирике XX века
В русской лирике XX века тема поэзии отходит в тень. Во-первых, уже слишком много сказано об этом предшественниками, а во-вторых, другие темы становятся более актуальными. И все же едва ли не каждый поэт хоть раз, да задумался над своей поэтической судьбой, над местом поэта в мире и в обществе. Традиции, заложенные русской классической литературой, продолжают жить и в современности. Так, многих поэтов увлекает традиция гражданственности, идущая от Рылеева, Некрасова, Маяковского. С наибольшей, пожалуй, четкостью и поэтической силой воплотил
Не случайно он отказывается противопоставлять свою интимную лирику лирике политической, более того, — именно последнюю и называет гордо своей интимной лирикой: «Но когда я писал о фашистах стихи там, в Финляндии, ночью тревожной, были губы мои горячи и сухи,- было мне не писать невозможно. Я писал, до зари не смыкая глаз, исчеркал всю бумагу до листика… Это был — и прямой социальный заказ, и моя интимная лирика!» И не случайно именно этим поэтом во вступлении к поэме «Братская ГЭС» сказаны знаменательные слова: «Поэт в России — больше, чем поэт.
Цоэт подводит, не впадая — в робость, итог всему, что было до него».
Высоко ценя таких гениев русской поэзии, как Лермонтов, Блок, Пастернак, Есенин, Ахматова, Евтушенко все же выбирает своими ориентирами прежде всего Пушкина, Некрасова и Маяковского, и тема поэзии связывается Евтушенко прежде всего с огромной нравственной ответственностью перед людьми, выразителем чьих переживаний и мыслей должен быть поэт: «О, дай мне, боже, быть поэтом! Не дай людей мне обмануть».
Тема поэзии в русской лирике XX века