Тема повести М. Старицкого «Осада Буше»
Первую свою повесть «Осада Буше» Михаил Старицкий написал в 1891 г., в период расцвета прозы в украинской литературе. Появление произведений большой прозы удостоверило то, что, вопреки гонению и притеснениям имперского режима, наша литература бурно развивается и достигает своего расцвета. Именно изящной словесности судилось в те времена выполнять роль двигателя исторического самоосознания украинского общества, быть формой сохранения и самоопределения его национальной идентичности.
Идейно-тематическое содержание. Темой повести
Автор утверждает такие основополагающие ценности, как любовь к родному краю, верность своей отчизне, осуждение измены.
Выразительную национальную окраску имеет идея единства, которая реализуется
Безусловно, повесть «Осада Буше» приключенческая.
Вообще в приключенческих произведениях М. Старицкого ощущается школа Вальтера Скотта, особенно это заметно в таких элементах повести: авантюрный сюжет, быстрый темп развития действия, запутанные ситуации, люди сильной воли, вещий сон и др. Итак, по жанрово-стилевому определению произведение М. Старицкого «Осада Буше» — романтическая историко-приключенческая повесть.
События в произведении происходят в течение нескольких дней и в одном месте — в замке и возле него. Лишь в воспоминаниях героев читатель переносится в прошлое и на далекие расстояния. В эпиграфе — отрывке из народной думы — как композиционном элементе произведения сконцентрирована и поэтически представлена героико-патриотичная идея повести: «Ой напились и сестры, и братья кровавого пива край луга, И не дали ни себя, ни веры святой врагам на поругание!». Кроме того, эпиграф выполнил функцию своеобразного стилевого и пафосного камертона, который задал всему произведению героическое звучание.
Повесть начинается традиционным для прозы Старицкого зачином, в котором указано время и место события: «Это было в самый разгар великой трагедии, которую приготовило польское панство в союзе с прислужниками Лойолы, покусившимся на святыню украинского духа, на его бытие, — трагедии, которая охватила пожарищами всю Украину-Русь, пронизала сердце в Польше и под ее руинами закончилась.
Это было в то время, когда роспанаханая Украина должна была у московского царя Алексея Михайловича обороны искать, когда он, уже после Переяславского совета, послал свои потуги в Литву. Это было в то время, когда изнеможенная от гнева Польша, закупив татарские отряды, бросилась вместе с неверой на омытые славянской кровью страны, чтобы разорить их и превратить все на руину. Это было в то время, когда два кровных народа, предназначенные на дружеское и равное бытие, совершили между себя утешение и, подняв знамена на знамена, стали «в дедовскую славу звонить».
Это было осенью 1654 года». Зачин здесь особый: он, как и эпиграф, вдохновляет произведение героико-романтическим звучанием, этому оказывают содействие повторы однотипных фраз, пафос, инверсии. Сюжет повести постепенно обостряется, в нем разворачивается тесно переплетенный узел проблем, интриг — именно эти композиционные признаки держат читателя в постоянном напряжении.
Михаил Старицкий ставит цель воспитывать украинского духом человека, преодолевать имперские предубеждения и стереотипы. Поэтому старается всячески заинтересовывать читателя, выстраивает сюжет так, чтобы интриги и коллизии, тайны соперников были известны читателю. Важную роль в произведении сыграют такие внесюжетные элементы, как интерьер, пейзаж и портрет. Хотя пейзажей в повести и немного, но они символические: по аналогии к фольклорным параллелизмам они находятся перед важными или даже решающими событиями и будто предвещают их. Вспомните увиденную Ариной во сне картину ночной грозы накануне решающей битвы: «Ясное, жгучее солнце укрыла черная, густая туча; с востока неудержимый, несется бушующий, порывистый ветер, выворачивает в своем хищном полете и каменья, и леса, со свистом и громыханием налетает на калину, вырывает ее с корнями и несет выше сердитым, клокочущим Днестром…
Но и явор крутит в воздухе… Вот он взлетел вверх, метнулся вбок и плотно обхватил своими ветвями калину,- они сплелись, сплелись навеки, неразлучно… Вместе несутся они выше Днестром, волны его растут, поднимаются высоко, краснеют от крови, оборачиваются в страшное горящее пламя и ловят в свои объятия улетающие калину и явор».
Дополнительный, выразительный колорит придают композиции повести интерьеры. Они могут контрастировать с характером героя, а могут быть и созвучны с ним. Скажем, интерьер светлицы Арины органичен с ее героико-романтическим образом: «В третей, выгнутой луком, надворной стене прорезано окно, узкое-узкое и глубокое, почти не окно, а бойница.
И в ясный солнечный день через эту расщелину в девичий покой мир приходит, а теперь оно как-то зловещее чернеет.
Против окна, в остром уголке, наоборот, кротко и ясно: много наставлено там богов и в рамах, и в ризах ценных, и киевского, и польского письма, а перед ними на длинном шнурке, украшенном бумажными цветами, висит лампадка. Легенький дрожащий свет ее озаряет потихоньку святой лик Божьей Матери, которая своей ризой закрыла мир от напастей…». Портреты героев повести лаконичные, но яркие и убедительные. Моделируя их, писатель использует смелые и эмоциональные сравнения.
В них явным образом проступают симпатии или антипатии автора. Сравните портрет гетмана Потоцкого и родовитого шляхтича Антося Корецкого : Потоцкий: «И крикливое великолепие, и выражение лица, которое полиняло на развратных ночах, и хитрые бесстыдные глаза, и вялая, обессиленная осанка — напоминали быстрее фигуру истосковавшейся женщины, чем мужественного ватага Посполитой Речи». Корецкий: «дородный и стройный — красавец-юноша.
Его белый, благородный лоб обрамляли золотисто-каштановые кудри, на выразительном лице светились лаской и отвагой синие глаза».
К приметным композиционным особенностям относится диалогизация. Диалогов в повести много, они делают произведение динамическим и увлекающим. Именно такая усиленная диалогичность приближает повесть к драматическому произведению.
Тема повести М. Старицкого «Осада Буше»