Тема природы Чехова в рассказе «Учитель словесности»

В творчестве Чехова образы природы появляются не так часто, как у Толстого и Тургенева, но играют тем не менее важную роль. Как и у Толстого, у Чехова природа выполняет нравственно-оценочную функцию — она указывает человеку на подлинные ценности, среди которых немалое место зани­мает красота, которую люди разучились видеть. Во многих рассказах Чехова, посвященных теме среднего русского горо­да природа отсутствует вовсе, и это не случайно: нелепая жизнь в городах, с ее системой ложных ценностей, с ее суетой и забвением всего высокого и прекрасного

не оставляет места природе. Кроме того, и персонажи чеховских рассказов зачас­тую просто не замечают пейзажа, оставаясь к нему совершен­но равнодушными.

Но там, где природа все-таки появляется, она указывает человеку на существование более высоких цен­ностей, пробуждает его сознание. Человека духовно чуткого Чехов хоть раз, да покажет в окружении природы, а когда тот же человек становится мещанином, опускается духовно и нравственно, природа из повествования исчезает. Так проис­ходит, например, в рассказе «Учитель словесности», где пона­чалу восприятие молодого и влюбленного героя легко схваты­вает

пейзаж и придает ему поэтические черты: «А как тепло, как мягки на вид облака, разбросанные в беспорядке по небу, как кротки и уютны тени тополей и акаций, — тени, которые тянутся через всю широкую улицу и захватывают на другой стороне дома до самых балконов и вторых этажей!» Или чуть позже: «Над садом светил полумесяц, и на земле из темной травы, слабо освещенной этим полумесяцем, тянулись сонные тюльпаны и ирисы, точно прося, чтобы и с ними объяснились в любви».

К концу же рассказа, по мере того, как Никитин погружается в спокойное, «ленивое», мещанское счастье, пейзаж практически исчезает.




Тема природы Чехова в рассказе «Учитель словесности»