Тема природы Чехова в рассказе «Учитель словесности»
В творчестве Чехова образы природы появляются не так часто, как у Толстого и Тургенева, но играют тем не менее важную роль. Как и у Толстого, у Чехова природа выполняет нравственно-оценочную функцию — она указывает человеку на подлинные ценности, среди которых немалое место занимает красота, которую люди разучились видеть. Во многих рассказах Чехова, посвященных теме среднего русского города природа отсутствует вовсе, и это не случайно: нелепая жизнь в городах, с ее системой ложных ценностей, с ее суетой и забвением всего высокого и прекрасного не оставляет места природе. Кроме того, и персонажи чеховских рассказов зачастую просто не замечают пейзажа, оставаясь к нему совершенно равнодушными.
Но там, где природа все-таки появляется, она указывает человеку на существование более высоких ценностей, пробуждает его сознание. Человека духовно чуткого Чехов хоть раз, да покажет в окружении природы, а когда тот же человек становится мещанином, опускается духовно и нравственно, природа из повествования исчезает. Так происходит, например, в рассказе «Учитель словесности», где поначалу восприятие молодого и влюбленного героя легко схватывает пейзаж и придает ему поэтические черты: «А как тепло, как мягки на вид облака, разбросанные в беспорядке по небу, как кротки и уютны тени тополей и акаций, — тени, которые тянутся через всю широкую улицу и захватывают на другой стороне дома до самых балконов и вторых этажей!» Или чуть позже: «Над садом светил полумесяц, и на земле из темной травы, слабо освещенной этим полумесяцем, тянулись сонные тюльпаны и ирисы, точно прося, чтобы и с ними объяснились в любви».
К концу же рассказа, по мере того, как Никитин погружается в спокойное, «ленивое», мещанское счастье, пейзаж практически исчезает.
Тема природы Чехова в рассказе «Учитель словесности»