Тема природы Чехова в рассказе «Учитель словесности»
В творчестве Чехова образы природы появляются не так часто, как у Толстого и Тургенева, но играют тем не менее важную роль. Как и у Толстого, у Чехова природа выполняет нравственно-оценочную функцию — она указывает человеку на подлинные ценности, среди которых немалое место занимает красота, которую люди разучились видеть. Во многих рассказах Чехова, посвященных теме среднего русского города природа отсутствует вовсе, и это не случайно: нелепая жизнь в городах, с ее системой ложных ценностей, с ее суетой и забвением всего высокого и прекрасного
Но там, где природа все-таки появляется, она указывает человеку на существование более высоких ценностей, пробуждает его сознание. Человека духовно чуткого Чехов хоть раз, да покажет в окружении природы, а когда тот же человек становится мещанином, опускается духовно и нравственно, природа из повествования исчезает. Так происходит, например, в рассказе «Учитель словесности», где поначалу восприятие молодого и влюбленного героя легко схватывает
К концу же рассказа, по мере того, как Никитин погружается в спокойное, «ленивое», мещанское счастье, пейзаж практически исчезает.
Тема природы Чехова в рассказе «Учитель словесности»