Тема природы в произведении Тостого Война и мир

Служить для героев нравственным ориентиром, стимулировать их идейные искания в нужном ав­тору направлении — именно в этом направлении используется пейзаж и в «Войне и мире». В частности, противопоставление города и деревни там выполнено в пушкинских традициях, но проведено гораздо резче, чем у Пушкина, с более полярной расстановкой оценочных акцен­тов. В деревне, на природе человек чище, добрее, нравственнее, естественнее.

Недаром самые поэтичные сцены романа проис­ходят на природе. Таково, например, описание майской ночи в Отрадном,

ночи, которая так возбуждает Наташу, что она про­износит свою знаменитую фразу: «Отчего люди не летают?» В этот же момент пробуждается жизнь и в князе Андрее. Еще од­на такая сцена — сцена охоты, которая непостижимым образом уравнивает барина и крепостного, после которой следует посе­щение дядюшки и знаменитая пляска Наташи.

В этих эпизодах проявляется все лучшее, что есть в человеке — любовь, мечта, народность, ничем не скованная душа.

Примечательно, что природа в «Войне и мире» появляется в ключевых эпизодах, когда в нравственном развитии героев наступает перелом. Именно в созерцании «высокого,

беско­нечного неба» на поле Аустерлица приходит к князю Андрею сознание истинных ценностей, происходит переоценка ценно­стей ложных: «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать ему». Не­бо напоминает князю Андрею о вечности, дает истинный масштаб жизни и смерти, говорит о ничтожестве индивиду­ального существования, о тщете стремлений личности, не свя­занной с Богом, вечностью, с мирозданием.

Природа помогает герою постичь вневременную истину, далекую от ложных и суетных человеческих стремлений.




Тема природы в произведении Тостого Война и мир