Тема природы в ранней лирике С. А. Есенина

В 1910 году поэт создает стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…». Метафоры первых строк раскрывают яркую гамму переживаний лирического героя. Любовь, радость души не гармонируют с природой: «Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. / Только мне не плачется — на душе светло».

Природа в ранней лирике поэта — божественный храм. Отсюда звезды — «лампадки небесные», «хаты — в ризах образа», «поля как святцы, рощи в венчиках иконных», «струятся звездные псалмы». Пейзажная метафора в лирике о крестьянской

России соединяется с библейскими образами.

В стихах преобладают синий и голубой цвета со множеством оттенков: «Там синь и полымя воздушней»; «Снова выплыл из рощи / Синим лебедем мрак»; «У голубого водопоя / На шишкоперой лебеде»; «Ягненочек кудрявый — месяц / Гуляет в голубой траве».

Чтобы придать значимость, праздничность звучанию стихотворений, поэт «добавляет» малиновой краски: «О Русь — малиновое поле / И синь, упавшая в реку»; «Уже давно мне стала сниться / Полей малиновая ширь». «Есенинское малиновое поле, ширь, лебеда не отвечают зрительным представлениям, но

передают восхищение красотой родного края: в этом определении соединились и высшая похвала, и высшая мера любви», — отмечает исследователь ЛЛ. Вельская.

Необычайна красочность, цветовое богатство лирики Есенина, живописность его эпитетов; мир его гармоничен, прекрасен.

Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака.

В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка.

Светят зелено в сутемы Под росою тополя.

Я — пастух; мои хоромы —

В мягкой зелени поля.

«Я пастух, мои палаты…», 1914

С. Городецкий писал о поэтическом мире Есенина: «Поэт должен знать все цветы своей земли. Вот Есенин каждую травинку по имени-отчеству называл…» Это не преувеличение. Исследователи насчитали в его произведениях названия двадцати пород деревьев, двадцати видов трав, а животных и птиц — около ста.

В художественном мире Есенина важны образы луны и солнца. Луна — символ ночи — больше привлекала поэта, чем солнце: «Месяц рогом облако бодает, / В голубой купается пыли»; «Небо сметаной обмазано, / Месяц как сырный кусок»; «На грядки серые капусты волноватой / Рожок луны по капле масло льет». Среди стихотворений есть такие, где мифы о небе, земле, солнце, луне, звездах используются Есениным для создания собственной системы знаков-символов.

В книге А. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» отмечается, что «в народе есть поверье: месяц есть солнце русалок и утопленников; выходя из глубоких вод, они греют свои прозябшие члены нри помощи бледных лучей; дневное же светило слишком для них жарко». Сопоставьте это суждение со стихотворением С. Есенина:

Месяц рогом облако бодает,

В голубой купается пыли.

В эту ночь никто не отгадает,

Отчего кричали журавли.

В эту ночь к зеленому затону

Прибегла она из тростника.

Золотые космы по хитону

Разметала белая рука.

Прибегла, в ручей взглянула прыткий,

Опустилась с болыо на пенек.

И в глазах завяли маргаритки,

Как болотный гаснет огонек.

На рассвете с вьющимся туманом

Уплыла и скрылася вдали…

И кивал ей месяц за курганом,

В голубой купаяся пыли.

«Месяц рогом облако бодает…»,

Исследователи творчества С. Есенина находят и другие примеры из народной демонологии в этом стихотворении. «Золотые космы по хитону» соответствуют описанию русалок в народных легендах: «Прекрасная дева в белой и тонкой, как паутина, одежде, с золотыми волосами до пояса и с венком полевых цветов на голове».

Россия в творчестве Есенина — это деревенское приволье, неисчерпаемая в своей красоте жизнь природы, Поэт часто использует олицетворения и сравнения явлений природы с поступками людей: «Отрок-ветер по самые плечи / Заголил на березке подол»; «Так и хочется руки сомкнуть / Над древесными бедрами ив».

Жизнь в деревне раскрыла поэту родство человека и окружающего мира. Нежность, трепетное отношение к животным неотделимы у Есенина от любви к человеку. Поэтическое изображение реальной жизни удивительно гармонично в стихотворении Есенина «Песнь о собаке» . Слово «песнь» в названии определяет возвышенное отношение к тому, о чем пойдет речь. Рождение жизни, первый день существования щенков сопровождаются глубоким сочувствием автора.

Радостное событие описывается с использованием соответствующих эпитетов, суффиксов — «златятся рогожи», «щенята», «снежок». Поэт очень трогательно изображает радость матери: «До вечера она их ласкала, / Причесывая языком…» После такого проникновенного понимания обычное в деревенской жизни событие — убийство слепых щенков — достигает высоты подлинной трагедии:

…Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

И потому так остро чувствует поэт смысл жизни, уже в ранних стихах передавая лирическому герою кроткое и спокойное восприятие мира, понимая при этом весь ее трагизм:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

«Край любимый! Сердцу снятся…», 1914

В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград и пришел к Блоку — «первому поэту России». Блок записал впечатление от встречи: «Днем у меня рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губ. 19 лет.

Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные». Он принял участие в судьбе молодого поэта — дал рекомендательные письма к издателям. Затем Есенин знакомится с С. Городецким; входит в литературную группу «Краса», участники которой стремились к возрождению национальной старины, обращались к мифологии, поэзии, быту русской деревни; сближается с Н. А. Клюевым, уже известным поэтом.

10 декабря 1915 года они организовали совместный творческий вечер.




Тема природы в ранней лирике С. А. Есенина