Тема революции в творчестве поэтов начала XX века

1. Значение революции как исторического события. 2. Революция, воплощенная в образах красноармейцев в поэме Блока «Двенадцать». 3. Поэтохроника Маяковского «Революция».

События 1917 года всколыхнули всю Россию, перевернули все привычные представления о жизни. Несомненно, что революция 1917 года явилась поворотным этапом в судьбе страны, поэтому вполне естественно, что представители творческой интеллигенции были вынуждены определить свое отношение к новой власти, к изменениям, происходившим в то время в России. Анализируя особенности

раскрытия темы революции в поэзии начала XX века, остановимся на творчестве двух авторов — А. А. Блока и В. В. Маяковского. Традиционно принято считать, что оба они приняли революцию как положительное событие. Однако нужно помнить, что по-настоящему талантливый человек в своих произведениях зачастую создает многоплановые образы, не всегда целиком укладывающиеся в систему его собственных воззрений.

Эта многослойность, неоднозначность позволяет иначе увидеть события, обосновать различные их трактовки.- особенно с позиции взгляда в прошлое, а не тесного соприкосновения с тем, о чем идет речь в произведении. Поэма

А. А. Блока «Двенадцать» проникнута мотивами «черной злобы, святой злобы». Странное сочетание слов «святая злоба».

Однако лишь на первый взгляд оно кажется абсурдным: если вспомнить о политическом и нравственном кризисе, охватившем Россию накануне революции 1917 года, то все становится на свои места. Разумеется, оторванность власти от народа, изнурительная война, роскошь, которая была уделом немногих, нищета и бесправие подавляющего большинства населения — все это должно было пробуждать гнев и горечь в душах людей. Но рядом со «святой злобой» упомянута и «черная злоба», и это тоже не случайно: масштабные потрясения в обществе обычно сопровождаются всплеском насилия и жестокости, активизаций низменных человеческих устремлений. Символически сущность революции воплотилась в образе ветра, неуправляемой стихии, одинаково беспощадной и равнодушной ко всем: Это — ветер с красным флагом Разыгрался впереди…

Название «Двенадцать» Блок выбрал для своей поэмы не случайно — здесь кроется прозрачный намек на то, что революционеры, как и ученики Христа, оказываются, по сути дела, провозвестниками новой «религии» — «без креста», «без имени святого». Но для того чтобы воздвигнуть новый «алтарь», сначала нужно искоренить прежние идеалы, а сделать это проще всего путем применения грубой силы: Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь… «Апостолы» революции не привыкли подолгу размышлять — оружие, полученное для борьбы с «буржуями», они пускают в ход и в банальной драке, вызванной ревностью красноармейца Петра к Ваньке. Никакой классовой борьбы между этими двумя персонажами нет, и не может быть в принципе.

Случайная гибель Катьки от выстрела ревнивого любовника — это пустячный эпизод для тех, кому предстоит раздуть «мировой пожар»: Не такое нынче время, Чтобы няньчиться с тобой! Потяжеле будет бремя Нам, товарищ дорогой! Итак, автор показывает, что человеческая жизнь во время революции не воспринимается как ценность.

А каково отношение к ценностям иного, неземного порядка? Персонажи поэмы Блока демонстрируют двойственное отношение к Богу. С одной стороны, это иронический скепсис людей «без креста»: От чего тебя упас Золотой иконостас? И в то же время в поэме звучит обращение к Богу с просьбой благословить «пожар» мировой революции.

Отголосок прежней жизни, когда религия еще занимала определенное место в массовом сознании? Или нечто большее? Почему впереди «с кровавым флагом» идет сам Христос? Что хотел этим сказать автор? Что ход истории зависит не столько от людей, сколько от высших сил?..

А теперь обратимся к анализу поэтохроники В. В. Маяковского «Революция». Нужно отметить, что это произведение проникнуто более оптимистическим настроением, чем неоднозначная поэма Блока «Двенадцать». Однако весьма интересно, что многие образы в этих двух произведениях перекликаются. Например, упоминание о злобе Маяковский вводит, чтобы подчеркнуть, что главными мотивами революции являются мир и счастье людей: Чья злоба надвое землю сломала? …Последние пушки грохочут в кровавых спорах, Последний штык заводы гранят.

Мы всех заставим рассыпать порох. Иным, чем у Блока, в поэтохронике Маяковского предстает и образ «апостола» революции — это не мрачный тип с цигаркой в зубах и винтовкой в руках, на спине которого весьма гармонично смотрелся бы «бубновый туз», знак каторжника, а «По-? селянин» Земли, масштабный собирательный образ: Все По станкам, По конторам, По шахтам братья. Мы все На земле Солдаты одной, Жизнь созидающей рати. Столь возвышенный образ революционного борца исключает подобное описанному в поэме Блока. Однако и у Маяковского мы можем отыскать мотив обесценивания человеческой жизни — он угадывается небрежном упоминании автора о том, что Пучками черных орлиных перьев подбитые падают городовые.

Городовые здесь выступают не как люди, а как символические обозначения царского режима. Не случайно Маяковский изображает столкновения между восставшими и правительственными войсками не как человеческую бойню, а как сшибку штыков с двуглавым орлом — гербом царской России. Как и у Блока, в произведении Маяковского звучит различное отношение к Богу. Так, накануне вооруженного восстания солдаты «жестоким солдатским богом божились».

Однако эпитеты, которые использует автор, создают образ языческого божества, а отнюдь не Христа. Далее поэт высказывается более категорично: Нам до бога дело какое? Сами со святыми своих упокоим. Постепенно мотив провозглашения новой «религии» все нарастает: сначала возникает образ новых «скрижалей», то есть заповедей революции, в финале звучит «символ веры» революционеров-атеистов:

— Верую Величию сердца человечьего! —

Это над взбитой битвами пылью,

Над всеми, кто грызся, в любви изверясь, днесь Небывалой сбывается былью

Социалистов великая ересь!




Тема революции в творчестве поэтов начала XX века