Тема Родины в лирике Лермонтова
План
Век мятежных настроений Этапы творчества М. Ю. Лермонтова Ученический период Зрелый период Заключение
Век мятежных настроений
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Он жил в эпоху крушения надежд и идеалов, духовной опустошенности и отсутствия веры в возможность улучшения ситуации. Его детство пришлось на время распространения идей декабризма, а юношеские годы — на подавление декабристских восстаний и запретов на подпольную деятельность.
Будущий писатель воспитывался в свободолюбивой атмосфере, не признающей
Тема Родины в лирике Лермонтова неоднократно звучит, как одна из ключевых тем декабристской идеологии.
Для начала нужно сказать, что в этот период меняется само понимание литературы, меняются ее функции и общекультурное значение. Вплоть до начала XVIII века литературная жизнь была сосредоточена в церкви. Однако ближе к XVII веку
Вследствие этого авторитет церкви падал. Соответственно, вместо церкви, утратившей власть и влияние, нужно было найти новый ориентир. Начиная с XVII века, русская литература постепенно брала на себя роль информатора о быте, религии, нравственных устоях и политических событиях. К XIX веку на фоне ухудшения общественной жизни, крепостного права и отсутствия личных свобод, духовная и культурная роль литературы значительно возросла, что повлекло за собой совершенно новое культурологическое явление — литературоцентризм.
XIX век был веком национального подъема, формирования самосознания народа. Появляются произведения, лирический герой которых устремлен к идеалу, он свободен и априори не может найти общий язык или же прийти к консенсусу с обществом или властью. Именно благодаря распространению в литературе идей гуманизма и сформировалась русская интеллигенция.
Этапы творчества М. Ю. Лермонтова
Ученический период
В литературоведении принято делить творчество писателя на два этапа. Тема родины в поэзии Лермонтова всегда была одной из главных тем, к которым писатель обращался в разные годы своей жизни. В стихотворениях Лермонтова, которые относятся к первому, так называемому ученическому периоду творчества, отчетливо виден культ декабризма, несмотря на то, что к 1828 году декабристское восстание было полностью подавлено. Неоднократно повторяются мотивы свободы и тираноборчества, борьбы с монархией и возможности нового бунта.
Тема родины в творчестве Лермонтова «ученического» периода звучит иначе, чем у его предшественников. Лирический герой в произведениях этого времени решителен и бескомпромиссен. Он остро реагирует на несправедливость этого мира, отдаляясь от него и возвышаясь над действительностью. Это — типический романтический герой, характерный для западной литературы.
В первом периоде творчества у Лермонтова преобладает романтическое начало. Повествование отражает авторские идеалы, лирический герой зачастую является Альтер-эго самого автора. Это многогранная, бесконечная и неисчерпаемая личность, стремящаяся к абсолютной свободе. Как говорилось ранее, лирический герой не может найти точек соприкосновения с окружающей действительностью, в том числе и со своей Родиной:
«Я пробегал страны России,
Как бедный странник меж людей;
Везде шипят коварства змии»
1829 г., «К Д…ву «
Интересно, что гражданская лирика в чистом виде у Лермонтова практически не встречается. Очень часто в произведениях открывается сложный синтез философского, гражданского и личностного начал. В гражданской лирике нашел отражение протест против рабства и угнетения:
«Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?»
«Последний потомок отважных бойцов
Увядает среди чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой…
О! зачем я не ворон степной?..»
1831 г., «Желание «
В первых строках повторяется мотив свободы и стремления к ней. В финале этот мотив усиливается, выходит на новый уровень благодаря упоминанию родных земель. Получается, что лирическому герою Лермонтова чуждо не только общество с некими устоявшимися стандартами, но и сам менталитет.
Примечательно: поэт использует слово «отчизна», а не «родина», это дает основания полагать, что ему чужд и непонятен именно политический уклад государства.
Призыв бескомпромиссно следовать гражданскому долгу прослеживается в таких стихотворениях, как «Из Паткуля» ,1831.
«Напрасна врагов ядовитая злоба,
Рассудят нас бог и преданья людей;
Хоть розны судьбою, мы боремся оба
За счастье и славу отчизны своей».
И в стихотворении «Три ночи я провел без сна»:
«Кровь собратий,
Кровь стариков, растоптанных детей —
Отяготела на душе моей,
И приступила к сердцу, и насильно
Заставила его расторгнуть узы
Свои, и в мщенье обратила все».
Зрелый период
В 1837 году, к 25-тилетию победы над французами в войне 1812 года, Лермонтов пишет «Бородино» — одно из наиболее известных нынешнему кругу читателей стихотворение. Именно с 1837 года начинается второй период творчества поэта. На зрелом этапе писательства Лермонтов несколько отходит от принципов романтизма, в его творчество проникают реалистические тенденции.
Однако, при движении от романтической концепции к реалистической, наблюдается не замещение, а синтез, совмещение принципов двух литературных жанров. В «Бородино» впервые появляется не лирический герой, а рассказчик, который являлся участником событий. Это — обычный старый солдат, воевавший за свободу своей земли. Не военачальник или генерал, ведущий в бой армию, рефлексирующий и сомневающийся, одолеваемый сомнениями и тяжелыми мыслями о том, что сражение может быть проиграно. «Бородино» написано с демократической, народной точки зрения.
В стихотворении отчетливо прослеживается уравнивание «я» с «мы». Не «я» иду в бой, дожидаюсь картечи и иду на французов, а всеобъемлющее «мы», движущееся в едином порыве и с единой целью:
«И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой».
Тема Родины здесь сопряжена с темой Отчизны. Лермонтов не разделяет понятия государства и родного края, потому что в сознании простых бойцов они неразрывны. Солдаты готовы служить и умирать за родную землю просто лишь потому, что она для них родная. Они сражаются не с именами военачальников на устах, а с криками:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
Одним из ключевых произведений в цикле о родине есть одноименное стихотворение, написанное в 1841 году. Первые строки стихотворения стали крылатыми, именно они характеризуют отношение Лермонтова к родному краю:
«Люблю отчизну я, но странною любовью!»
Здесь дан цельный, единый, нерасчлененный образ крестьянской России. Тема родины и природы неразрывно связаны между собой. Автор вновь показывает, что его привлекает красота природы, духовное богатство народа, потрясающей красоты пейзажи, буквально дышащие размеренной жизнью и «преданиями старины». Здесь появляются описания бытовых реалий, тонкое изящество резных ставень и уют соломенных избушек.
Поэт очарован буквально всем, что попадает в поле его зрения. Можно сказать, общий настрой произведения мечтательно-пасторальный, с негромкими нотками меланхолии.
Предположительно в 1841 году Лермонтов пишет еще одно стихотворение — «Прощай, немытая Россия…». Оно противоположно по отношению к описанной ранее «Родине». Речь идет о государстве с прогнившим изнутри политическим строем и народом, которого устраивает такое положение.
Стихотворение состоит из двух четверостиший. Первое можно назвать обвинительным, во втором говорится о Кавказе.
«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей».
Очевидно, что за поэтической фигурой «стены Кавказа» скрываются горы. Кавказ, безусловно, оказал большое влияние на формирование Лермонтова как поэта и как личности, однако, стоит заметить: автор говорит о побеге, но не из одной страны в другую, а из государства в другой, свободный от условностей и схем, край. Как и в «Родине» тут звучат мотивы природы, в которой лирический герой стремится найти убежище.
Заключение
Образ родины в лирике Лермонтова появляется неоднократно. К этой теме поэт обращался и во время становления своего таланта, и будучи уже сформированным писателем. Примечательно, что суть образа неизменна: любуясь красотой и богатством природы, всем сердцем любя родной край, автор дает резко негативную оценку самому государству.
В последних стихотворениях на эту тему эти мотивы стали звучать все отчетливее, а разница между переживаемым настроением и мыслями становилась ярче.
Опубликованная статья призвана помочь ученикам 8-9 классов при подготовке реферата или сочинения на тему «Тема Родины в лирике Лермонтова».
Тема Родины в лирике Лермонтова