Тема романтического «бегства от действительности» в стихе «Хотел бы жить снова в горах…»

Лирика Байрона для его современников была ярким воплощением новой, романтической поэзии. Предметом поэтического воспевания поэт сделал собственную душу. Такая душевная открытость, искренность, которая была непривычным явлением в поэзии до этого, очень поразила современников и продолжает захватывать читателя и ныне.

Лирический герой поэзии Байрона отражает мир мыслей и чувств самого автора. Поэт не старается перевоплотиться в кого-то другого или передать психологию другого человека. Итак, в лирике Байрона ярко выражено субъективное

начало.

Лирический герой поэзий Байрона имеет страдающую душу. Не всегда причина кручины или разочарования определяется автором, и это предоставляет поэзиям нередко оттенок загадочности, недоговоренности, что присуще романтическому искусству. Тем не менее, погрузившись в мир лирики Байрона, начинаем понимать, что источником страданий является определенная идеальная причина — несовершенство жизни, безнадега, беды и скорбь народа, моральная нестойкость людей.

Лирический герой Байрона ощущает «мировую скорбь», так как жажда жизни, могущественные силы, скрытые в человеке, не имеют плодотворного выхода.

Этот герой пылко и искренне воспринимает реальность, но сама реальность угнетает его. И он выступает против всего мира, отстаивая свое право на внутреннюю индивидуальную свободу, прежде всего, свободу чувств. Таким настроением пронизан стих «Душа моя пасмурная». Ощущение «мировой скорби» — главный мотив стиха.

Лирический герой обращается к певцу со странной просьбой: запеть такую песню, чтобы душа разрыдалась: «Я хочу слез, так как сердце разорвется от страданий». Лирический герой понимает, что лишиться жизненных страданий он не сможет, а слезы, возможно, принесут хоть на некоторое время облегчение.

Читая стихи Байрона, понимаем, что он творил с единственной целью — вылить переживания, которые его переполняли. В поэзии «Хотел бы жить снова в горах» звучит тема протеста против общепринятых норм морали Англии того времени. Стих написан в виде внутреннего монолога поэта, где он вспоминает годы своего детства, которые прошли в Шотландии возле подножия знаменитой величественной горы Лох-на-Гарь. Однако перед читателем не просто спокойные, приятные воспоминания о лучшей поре человека.

В поэзии ощущается пылкое желание поэта порвать с обычной жизнью и человеческим окружением и полететь в другой мир. Поэт сравнивает свою душу с птицей, которая стремится вырваться из пут тщеславия, раболепия, лукавства и обмана. Вокруг него — духовная пустошь: нет любви, «друзья разошлись, как дым», а тех, с кем «иногда пьет бокал скорбь и боль», поэт не может назвать ни друзьями, ни врагами. Развивается мотив романтического «бегства от действительности».

Прежде всего, это бегство из мира реальности в мир мечтаний и воспоминаний. Это бегство из настоящего в радостный мир детства. Это бегство из вражеского поэту человеческого окружения в мир природы.

Вывод. Творчество Байрона было новаторским. В нем содержатся идеи, которые беспокоили современников и следующие поколения.

Лирический герой Байрона оторажал основные проблемы своего времени.

Опорные слова: романтизм, «байронический герой», «мировая скорбь», страдающая душа, мотив романтического «бегства от действительности».




Тема романтического «бегства от действительности» в стихе «Хотел бы жить снова в горах…»