Тема сочинения и ее раскрытие в начальной школе

Тема — это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.

Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период — определение тематики сочинений, рассказов.

Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена

тема » Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено. Но учитель может и по другому сформулировать заглавие: «Добро пожаловать, весна!», » Первые вести о весне», » Весна идет». Дети любят яркие, меткие, образные заглавия.

Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими и серьезными побуждениями — стремлением рассказать о чем — то для них важном, поделиться своими чувствами, то лучше

проявляется их творчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание, неразрывно связанное, слитое с темой. Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой.

Поверхностное раскрытие темы — один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой.

В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения.

Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого.

Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения — это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.




Тема сочинения и ее раскрытие в начальной школе