Тема сталинизма в литературе
В современной отечественной литературе отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей оказываются такие проблемы, как проблемы личности и коллектива, формирование человека, осмысление связи времен — настоящего и прошлого, а также ряд других проблем. В печати продолжают появляться горестные по своей тональности произведения о массовых нарушениях законности, связанных с именем Сталина.
Почему же по-прежнему в центре внимания 30-е годы, на мой взгляд, самые тяжелые, самые драматичные
Под собственным благом подразумевалась безграничная власть, которая беспощадно
Неисчислимы его жертвы. Вина Сталина заключается в том, что он был одержим идеей безмерного могущества. Люди для него были только материалом для достижения цели.
Сталин считал, что страдания вызывают величайшую энергию. Рыбаков мастерски обрисовал те объяснения и оправдания, которые позволяли Сталину с легкой душой обрекать на страдания и смерть миллионы людей. По его мнению, народ надо силой заставить пойти на жертвы во имя будущего, а для этого нужна жесткая власть, которая способна внушить страх.
Как тут ни вспомнить теорию Раскольникова из романа Достоевского «Преступление и наказание» о «сильных мира сего» и «тварях дрожащих»! В России возникает целая плеяда палачей, главной фигурой которой становится следователь. В «Детях Арбата» следователь Дьяков верил «не в действительную виновность, а в общую версию виновности».
Он запутывает Сашу Панкратова: то играет на его честности, то запугивает, то обещает освобождение. В те времена «хорош» был только тот следователь, который уговорами, пытками, угрозами расправы над близкими мог заставить человека подписать признание в преступлении, им не совершенном. У Рыбакова на примере одноклассника Саши, Юрия Шарока, мы видим, как люди становятся такими палачами.
Ведущая тема романа Замятина «Мы» — драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Замятин, по специальности инженер-кораблестроитель, лучше других знал, как создается механизм, где винтики нужны для формирования единого целого. Но люди — это не просто винтики в сложной государственной машине, а живые существа, у которых своя, одна-единственная жизнь.
Когда человека превращают в винтик, он теряет свою яркую, неповторимую индивидуальность и деградирует как личность. История показала, что превращение людей 8 совокупность винтиков ведет к преступлению перед человечеством. В романе «Мы» в фантастическом облике предстает перед нами возможный вариант будущего общества, в котором «сильные мира сего» мечтают о людях-роботах.
Перед читателем разворачивается «математически совершенная жизнь» Единого Государства. Это мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-«нумеру», лишенному имени, было внушено, что «наша несвобода» есть «наше счастье», а «счастье» это заключается в отказе от своего «я» и растворении в безличном «мы». Замятин как бы предвидел события истории нашей страны.
В своем романе-антиутопии он показал, что в обществе, где все направлено на подавление личности, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но и здесь власти находят выход: у человека операционным путем удаляют фантазию — последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. И все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет ни при каком режиме. Писатель говорит нам, что не существует идеального общества.
Жизнь — это стремление к идеалу. И когда это стремление оставляет человека, жизнь его теряет смысл. Произведения, подобные роману Рыбакова «Дети Арбата» и роману Замятина «Мы», позволяют нам по-новому взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них.
Такие книги несут свет в нашу жизнь.
Тема сталинизма в литературе