Тема: — Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка»

Мое знакомство с творчеством Н. А. Некрасова произошло еще в шестом классе. Хорошо помню его «Вчерашний день часу в шестом», «Железную дорогу» и, конечно же, поэмы «Русские женщины». Мне трудно выразить словами, сколь глубок и многогранен талант поэта. Думаю, лучше всего об этом написал Ю. И. Айхенвальд в своей книге «Силуэты русских писателей». Он утверждал, что в стихотворениях Некрасова неоспоримо слышны «отголоски русского голоса, эхо русской родины», и есть у него живая самобытность, и «ярко светится в ней самое ядро

души русской».

Истоки такого своеобразия некрасовской лирики следует искать в горячей, искренней любви поэта к народу. Наверное, в этом чувстве кроется ответ на вопрос: почему его стихи так близки и понятны русскому человеку. Порой мы даже не задумываемся, слушая «Коробушку», на чьи стихи написана песня, воспринимая ее как народную. То же самое можно сказать и о произведении «Тройка». Читая его, невольно переносишься в то время, когда было написано стихотворение, зримо представляешь девушку, жадно глядящую на дорогу.

Поразительно подробно выписан Некрасовым ее образ: черные, «как ночь» волосы,

румяные щеки, лукавые глаза, Взгляд один чернобровой дикарки, Полный чар, зажигающих кровь, Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. Но ее судьба видится поэту драматичной: девушка увянет, не успев расцвести, ее ждет безрадостное существование. Читаешь стихи: Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник, И свекровь в три погибели гнуть, — и жалеешь крестьянку, сочувствуешь ее горькой судьбе. А ведь еще в начале автор писал о ней: На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь: Вьется алая лента игриво В волосах твоих черных, как ночь… Некрасов, используя прием контраста, в своем стихотворении противопоставляет девичество и замужество.

В этом заключена основа сюжета и композиции произведения. Здесь же просматривается и его тема: обобщенная картина крестьянской женской «доли». Беззаботное детство и юность героини сменяются тяжелыми буднями семейной жизни. Прием контраста проявляется и в постепенной смене мажорных эпитетов на прозаизмы. Но несмотря на подобное столкновение романтической и натуралистической поэтики в стихотворении «Тройка», народный образ, созданный в нем сохраняет свою цельность и единство. Перед читателем предстает восточная красавица с черными, «как ночь», волосами, черными бровями, смуглым лицом. Может быть именно эта рельефность, насыщенность образа придает особую живость поэтическим строкам.

А трехстопный анапест, которым написано стихотворение, позволяет воспринимать его как песенно-романсовое произведение. Хотя романсом стала лишь первая часть: лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом». С тоскою глядит красивая девушка вслед промчавшейся тройке.

И вновь перед нею дорога, вновь она одна… Мотив пути в творчестве Некрасова является сквозным. Мне вспоминается другая дорога, уходящая в зимний лес, и близ нее замерзающая женщина, для которой смерть — великое благословение. А дальнейшей судьбе героини «Тройки» автор ничего не говорит, не случайно стихотворение заканчивается многоточием. Но строчки: Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши, — однозначно указывают на несчастную «долю» крестьянки.

Чувством горечи проникнута последняя строфа стихотворения. Ведь девушка бессильна перед будущим, ей не нагнать «бешеной тройки», потому что » кони крепки, и сыты, и бойки». Все произведение дышит сочувствием автора к тяжелой женской судьбе. Позиция Некрасова раскрывается и в избранной им форме повествования. Стихотворение представляет собой открытое обращение к героине.

Местоимение «ты» подчеркивает близость автора и крестьянки. Читатель видит, что ее тревога понятна поэту, ведь он пытается утешить девушку, поддержать ее, дать совет. Думаю, именно в этом проникновенном сострадании заключен идейный смысл стихотворения. Вот почему оно не забыто, а бережно хранится в наших сердцах. Произведение стало русской песней, вошло в фольклор, что говорит о его глубокой народнности.

В нем же поэтом был впервые применен принцип сочетания идеальных и бытовых характеристик, легший в основу его будущих образов женщин «земли русской».




Тема: — Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка»