Тема стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье»

Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру. Описание ночи и природа ночью красива. Автор не использует глаголы — это придает стихотворению большую выразительность и красоту. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XX века.

Все три строфы этого стихотворения образуют одно-единственное предложение. Заканчивается 1 строфа и вторая продолжает ее, заканчивается вторая — продолжение

третья строфа.

Как будто небольшие кадры. Стихотворение очень красивое, певучее, хочется придумать к нему музыку и спеть. Вокруг данного стихотворения было очень много споров люди воспринимали его каждый по-разному : многие считали, что это лирическое произведение «чистой воды»,что оно в пору потрясения воспевать трели соловья.

Стихотворение это четкое, прозрачное, меткое, действие которого происходит на лугу, не далеко от ручья, на природе.

Читая его, мысленно переносишься на луговую поляну, свежесть вливается в легкие. Хочется остаться там навсегда, никогда не уходить оттуда. «Шепот, робкое дыханье»

— само название говорит само за себя. Шепот это что-то очень тихое, что-то, чтобы не нарушить тишину.

Робкое дыханье — тихое дыханье схоже с шепотом. Это все для того, что бы не нарушить «жизнь» природы, ее состояние.

Эти слова помогают читателю более ярко представить происходящее в данный период. Этими словами автор пытается подчеркнуть всю красоту, аккуратность необыкновенной природы. В стихотворении олицетворяется ручей.

Этим автор хочет показать то, что природа живет и дышит. Дышит каждой травинкой и каждый листиком, каждой капелькой росы или ручья. И то, что люди не считают ее живой это неправильно.

Даже когда наступает ночь — все живет, живет своей не каждому понятной жизнью.

Автор использует в своем стихотворении неожиданные ассоциации, например одна их них «свет ночной».Ночью практически не бывает света. Ночью наступает тишина, покой и темнота. Наряду с таким заурядным стремлением к достатку у этого человека был незаурядный поэтический дар.

Всю жизнь, а умер Фет в возрасте 72 лет, он не переставал создавать то, что сегодня мы называем великой русской литературой, сокровищницей нашей поэзии: Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. Первый лирический сборник стихов поэта «Лирический пантеон» вышел только в 1840 году. После выхода книги к нему быстро приходит известность.

Но она была недолгой. Интерес к поэзии во второй половине 40-х годов резко падает. В 1845 году Фет поступает на военную службу, так как понимает, что занятие литературой не принесет денег.

Через 13 лет он выходит в отставку в чине майора. За два года до этого он вновь начинает писать стихи, устанавливает дружеские отношения с литераторами «Современника» (Н. А. Некрасовым, И.

С. Тургеневым, В. П.

Боткиным, А. В. Дружининым, позже с Л. Н. Толстым). Фет начинает много писать и печататься. В свет выходит его новый сборник.

Для этого периода поэзия Фета необычна, причудлива, утонченна. Она полна недомолвок, недоговоренности. Критика находит в ней необыкновенную мелодичность.

Чайковский писал о Фете: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным…

Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена». Ряд стихотворений Фета написан в традиции романса: На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит, Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит… …И чем ярче играла луна, И чем громче свистел соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней…

В выборе образов Фет бывает порой удивительно смел: Не жизни жаль с томительным дыханьем, Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идет,- и плачет уходя. Но к 60-м годам Фет оказывается на периферии литературы и еще раз резко меняет свою судьбу.

Он становится помещиком, почти не пишет стихов.

Всецело отдается земледелию, хозяйственным хлопотам. В 1873 году вышел долгожданный указ о присоединении Афанасия Фета к роду Шеншиных.

Фет начинает обладать всеми правами дворянина. Сменив имение, после длительного перерыва он снова начинает писать стихи. Он дает им название «Вечерние огни».

С поэтом происходит чудо.

На старости лет он пишет вполне юношеские, свежие стихи. Они полны зоркости, остроты восприятия, благоговения перед красотой природы: И опять в полусвете ночном Средь веревок, натянутых туго, На доске этвй шаткой вдвоем Мы стоим и бросаем друг друга. Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого «чистого искусства».

Он утверждал, что красота — единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском.

Фет обогатил русскую лирику новыми ритмами, интонациями, новыми приемами.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Героиня этого стихотворения — Татьяна Берс, сестра Софьи Андреевны Толстой. Фет, услышав пение Берс однажды вечером, сказал ей: «Когда вы поете, слова летят на крыльях». Фет оказал огромное влияние на последующее развитие русской поэзии.

Он — как бы мост от Державина и Батюшкова к Блоку, которого роднит с Фетом поэтический максимализм.

Тонкая поэзия Фета будет жить вечно, его стихи и песни приняты в любых социальных слоях нашего общества. Они стали частью этого общества, неотъемлемой частью, как луна и звезды.




Тема стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье»