Тема ума в комедии «Горе от ума»
Само название комедии «Горе от ума» знаменательно. Для просветителей, убежденных во всемогуществе знаний, ум — синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьезные испытания.
Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими.
Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия — это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы «Горе уму», которое писатель потом заменит на «Горе от ума».
Еще до приезда
Каждый герой комедии выскажет свое мнение по поводу учености. Но все они сойдутся в одном: «Ученье — вот чума». Вот так просто «фамусовская Москва» объяснит причину безумия Чацкого, не принимая его критику, высмеивания их образа жизни.
У каждого из героев комедии есть свое определение умного человека.
Для Фамусова умен тот, кто практичен. Чацкого он считает умным, но совсем неподходящей партией для своей дочери. А вот Скалозуб
Именно со Скалозубом Фамусов будет говорить об опасности таких умников в обществе, как Чацкий. Ведь Чацкий, по мнению Фамусова, не умеет использовать полученные знания: ни богатства, ни чинов знания не помогли ему добиться. У Фамусова даже есть идеал умного человека — Максим Петрович.
Фамусов о нем говорит: «По-нашему смышлен». А вся смышленость Максима Петровича заключалась в умении отважно жертвовать своим затылком в надежде на царское внимание. Благодаря этой своей «смышлености», то есть умению «сгибаться вперегиб», прислужить, где надо, Максим Петрович и добился чинов и богатства.
У Молчалина, секретаря Фамусова, тоже свое представление об уме. Это — ум практический. У Молчалина есть мечта: стать каким-нибудь высоким чиновником или генералом. Ради этого он готов на многое. Не иметь своего мнения, показать, что способен выполнить любую работу, унижаться перед кем угодно, льстить всем подряд.
Молчалин — человек без веры, без идей, без мыслей. У Молчалина своя программа действий. И он следует ей, не задумываясь, какими средствами можно достичь цели. Он — воплощение идеи Фамусова: «угождать всем людям без изъятья», жить, «как делали отцы».
Да и Софью он любит «по должности».
Чацкий — полная противоположность Молчалина. Он умен, у него есть сердце, при этом он безукоризненно честен. Речь Чацкого метка и выразительна, полна иронии и негодования. Любовь его к Софье бескорыстная и честная.
Герой — патриот, верящий в силы русского народа, его талантливость. Его раздражает подражание всему иностранному. Он хочет служить настоящему делу, а не унижаться ради чинов. Ум Чацкого — это ум передового человека.
Но общество не принимает его взгляды, так как они противоречат укладу московского дворянства.
Софья — девушка неглупая. Ум ее тоже практический. Ведь все знания о жизни она черпает из французских сентиментальных романов.
Поэтому ее возлюбленным становится Молчалин. Все, как в романах: бедный юноша, которого полюбила девушка из знатной семьи.
В пьесе представлен еще один тип ума — природный, житейский ум простолюдинки. Воплощен он в образе служанки Лизы. Это именно она говорит о Чацком, что он «чувствителен, и весел, и остер». О Фамусове Лиза скажет, что «как все московские желал бы зятя он с звездами да с чинами».
Конечно, Лиза умна, хитра, находчива, но все же очень предана своей хозяйке.
Итак, в комедии «Горе от ума» Грибоедовым представлены разные типы ума: от ума практического до житейски мудрого. А воплощением ума передового стал Чацкий. Но фамусовское общество такой ум пугает, и лучше представителя прогрессивного ума объявить сумасшедшим и заставить покинуть Москву.
Тема ума в комедии «Горе от ума»