Тема вечности в барокко
Можно привести в качестве примера разбор кантаты № 60 И. С. Баха и «хорала Вечности» в работе М. Н. Лобановой «Западноевропейское музыкальное барокко»: «Специфический смысл этот ход приобретает в кантате № 60 И. С. Баха: начальный и заключительный хоралы олицетворяют начало и конец страстного пути. Все интонационное развитие подчинено движению от первой к заключительной мелодии. Многочисленные инструментальные контрапункты усиливают первую фразу «хорала Вечности» — ее интонации обыграны во вступлении, рассеяны в контрапунктах…
Ключевая
Но самой многозначительной становится повторенная заключительная фраза второго хорала: возвращая нас к началу первого напева, являясь его инверсией, она оправдывает
Исследователи барокко отмечают, что художественная культура барокко была пронизана рационализмом в большей степени, чем живое слово Ренессанса. «Логика выступает в тяжелых доспехах риторики». Ораторское слово по своей природе патетично, такой слог более всего подходит для выражения конфликта между суетным миром и тем сущностным, что предобразовало личность человека. Вечность — одна самых значительных тем искусства барокко, «время без времени»: «Примерами воплощения подобного противоречия могут служить две духовные песни талантливого поэта Иоганнеса Риста. В обеих воспевается Вечность — в одной как блаженство, в другой как «громослово» , обрекающее человека на муки :
О Вечность, ты громовое Слово,
О Меч, пронзающий Душу.
О Начало без Конца.
О Вечность, Время без Времени.
От охватившей меня печали
Где найти спасенье?»
Интересно не только само воплощение темы вечности, но и то, что вечность находит воплощение в миге, мгновении: «…между собой они, эти мгновения, взаимосвязаны, а рядоположение их статично. У Баха в миге — вечность. Метафорически говоря, так соотносятся капля и море».
Время будто остановилось в своем течении, а мир изменчив; надо уметь преодолевать его искушения нравственным противостоянием.
Тема вечности в барокко