Тема Великой Отечественной войны в лирике Твардовского
Ощущение обязанности живущих перед Погибшими, неосуществимости забвения всего случившегося это важнейшие аргументы боевой лирики Твардовского. Твардовский писал о том, что он живой, что он вернулся с войны живым и невредимым. Но скольких нет… сколько людей смогли прочитать его книги, полюбить их, а сейчас этих людей нет в живых. Все эти люди были частью его души. Стихотворение «Я убит под Ржевом» было написано Твардовским от первого лица.
Такая формулировка представилась Твардовскому наиболее отвечающей идее самого стихотворения
Вероятно, что нет. Да и не нужно!
Заурядная история, рассказанная поэту старинным
Настрой в этом стихотворении колышется между двумя ощущениями. С одной стороны, поэт уверяет себя в собственной неповинности перед погибшими на полях войны, а с другой стороны — в заключительной строчке показывается то раскаяние и чувство вины, которое характерно для большинства совестливых людей.
Троекратное повторение частицы «все же», выражающее сомнение и колебание, поднимает на поверхность глубоко спрятанное ощущение не затихающего со временем терзания. Я остался живым, а другие погибли на поле боя — это главный конфликт этого стихотворения, оставшийся не решенным в финале. Поставленное многоточие обозначает то, что духовный монолог не закончен, что еще не раз главный герой будет вести эту мучительную беседу сам с собой.
Стихотворение отличается лексической простотой, отсутствием каких бы то ни было художественных эффектов.
Произведение «Василий Теркин» по своему стилю является свободным хронологическим рассказом, который повествует историю войны — от драматического отступления до великой Победы. В основании поэмы лежит образ главного героя — солдата Василия Теркина. Подлинного прообраза у него нет.
Это образ, который вмещает в себе характерные черты внутреннего облика и нрава обычного русского бойца. Образ Василия Теркина имеет русско-народные корни, это силач, с огромными плечами, юморист, знающий жизнь. За маской простоватости, веселья, проказливости прячутся этическая участливость и чувство невыполненного долга перед отечеством, способность не раздумывая, сделать подвиг в любую минуту. Подвиг русского солдата на Отечественной войне изображен Твардовским как ежедневный и тяжелый военный труд и бой, и перевод на новые рубежи, и ночевка в окопах, а зачастую прямо на голой земле, укрываясь от смерти только своей собственной спиной.
Тот герой, который совершает этот подвиг это обыкновенный, простой русский солдат. В написанном образе Василия Теркина Александр Твардовский представляет наилучшие черты русского нрава, такие как смелость, настойчивость, находчивость, жизнерадостность и колоссальную преданность и верность своей драгоценной земле. Об этой преданности своей Родине автор пишет так: «Мать-земля родная наша, в дни беды и в дни побед, нет тебя светлей и краше, и желанней сердцу нет…». Собственно в защите своей отчизны, жизни на земле и есть справедливость Отечественной войны.
Сражения шли святые и правые, не ради славы, а ради того, чтоб жизнь на земле продолжалась.
Тема Великой Отечественной войны в лирике Твардовского