Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе По повести К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой»

По повести К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой»

С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 г. Тех, кто суровой осенью 1941 г. защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски пропахал»… Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому темная вода».

Память о войне…

Война — жесточе нету слова.

Война печальней нету слова.

Война — святее нету слова…

Почему-то именно эти строки Александра

Трифоновича Твардовского вспомнились мне, когда я читала повесть Константина Дмитриевича Во­робьева «Убиты под Москвой». Как больно сердцу от трагизма судьбы двух­сот тридцати девяти кремлевских курсантов, которые погибли под Моск­вой за пять дней ноября 1941 г. Писатель, сам попавший контуженным в де­кабре 1941 г. в плен под подмосковным Клипом, пронзительно-проникно­венно описывает народную трагедию 1941 г. По словам жены писателя, воспоминания о войне жгли его сознание, ему хотелось кричать об этом во весь голос. Чтобы сказать о том, чему был свидетелем, нужен был, каза­лось, какой-то сверхчеловеческий язык,
и Константин Воробьев находит такие слова, которые показывают нам беспощадную, страшную, драмати­ческую правду первых месяцев Великой Отечественной войны.

Кремлевские курсанты, молодые, красивые, ростом на подбор 183 сан­тиметра, под командованием капитана Рюмина идут на фронт, на передо­вую. Они уверены, что там все, как положено: и огонь, но и железобетон, и оружие. И к тому же с ними капитан Рюмин — их кумир и идеал, во­площающий в себе все качества настоящего русского офицера.

Но рота курсантов оказалась в окружении и обречена на гибель. Что­бы кремлевские курсанты — элита Красной Армии — сохранили свои дос­тоинство и честь, капитан Рюмин принимает единственно верное в создав­шейся обстановке боевое решение — вступить в ночной бой с мотомехба — тальоном противника: «…У него окончательно созрело и четко оформилось то подлинное, на его взгляд, боевое решение — единственно правильное решение. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашась.

Курсанты должны пове­рить в свою силу, прежде чем узнать об окружении».

Понимая трагичность положения й невозможность что-либо изменить, капитан Рюмин кончает жизнь самоубийством. И его смерть становится для лейтенанта Алексея Ястре­бова, главного героя повести, важным жизненным этапом. Если вначале «в его душе не находилось места, куца улеглась бы невероятная явь войны», то теперь, когда Алексей увидел смерть Рюмина, которому во всем подражал, «он обнаружил неожиданное и незнакомое явление ему мира, в котором не стало ничего малого, далекого и непонятного.

Теперь все, что когда-то уже было и могло еще быть, приобрело в его глазах новую, громадную значи­тельность, близость и сокровенность, и все это — бывшее, настоящее и грядущее — требовало к себе предельно бережного внимания и отношения».

Показывая, как сквозь призму, восприятие событий через главного ге­роя повести Алексея Ястребова, Константин Воробьев воплощает в нем все лучшие качества поколения, вынесшего испытания одной из самых жестоких войн в истории человечества, поколения, для которого понятия «Отечество, честь, долг» — исконные жизненные ценности.

Герои повести так молоды, так глубоко и сильно чувствуют все живое! Алексей радуется «легкому, голубому, нетронутому чистому» снегу, отда­вавшему «запахом перезревших антоновских яблок». «Немного морозное, сквозное и хрупкое, как стекло», утро вызывает в нем «какое-то неуемное притаившееся счастье, — радость этому хрупкому утру, радость беспри­чинная…»

И каких же страданий и нечеловеческих мук полон путь, пройденный кремлевскими курсантами по Подмосковью за пять дней со времени вы­ступления на фронт до своей трагической гибели!

В романе «Прокляты и убиты» В. П. Астафьев говорит о своих геро­ях, что жестокая сила войны не погасила в них «свет добра, справедливо­сти, достоинства, уважения к ближнему своему, к тому, что было, есть в человеке от матери, от отца, от дома родного, от Родины, России, наконец, заложено, передано, наследством завещано». И это в полной мере отно­сится к героям повести Константина Воробьева. Взявшие на себя ответст­венность за судьбу Отчизны, неиссякаемо любя Родину, герои повести не отделяли от нее свою судьбу, свою жизнь и погибли за нее.

Вечная им память и слава!

В одном из своих писем в 1961 г. Константин Воробьев писал: «Кон­цовка в «Убиты под Москвой»; может быть иной: герой, Алексей, жив и идет из окружения». И поэтому, когда в 1963 г. повесть увидела свет и пи­сателю предложили изменить конец повести, сделать его оптимистичным, оставив главного героя в живых, Воробьев поступил согласно строк своего письма о судьбе Алексея Ястребова.

Талантливая, правдивая и сильная повесть К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой», поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоруж­ных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказывает о том, как там было на самом деле. Но эта повесть не только сохраняет нашу историческую память, усиленную глубоким переживанием трагической истории кремлевских курантов, а и становится повестью-предупреждением.

Рецензия

Сочинение анализирует повесть «Убиты под Москвой» как произведе­ние так называемой «лейтенантской» прозы, как феномен исповедальности, эмоционального документализма, как синтез стилистики «стихотворений в прозе» и одновременно натурализма, как повесть о «событиях бытия», говоря словами М. М. Бахтина. Тема раскрыта полно и глубоко. Работа от­личается патриотизмом.

Свободное владение литературным языком под­черкивает достоинства этого сочинения.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи с эле­ментами эссеистики.




Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе По повести К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой»