Тема. Женские персонажи романа «Герой нашего времени»
Цель : продолжить детальное изучение романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»; раскрыть конфликт Печорина с окружающей средой; показать разнообразие женских образов произведения; учить отличать в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев, делать обобщения; развивать критическое мышление, гуманизм и толерантное отношение к окружающим. Тип урока: урок анализа эпического произведения. ХОД УРОКА I. Мотивация учебной деятельности Учитель.
Думали ли вы, обсуждая характер и поступки Григория Александровича
Сегодня мы поговорим и об экзотической Беле, и о образе Ундины из «Тамани», и о реальных женщинах — княжне Мэри и Вере. Женщины, в отношении к которым открывается истинная сущность Печорина; женщины, отношение которых к Печорину раскрывает также определенные стороны его сущности. II.
Актуализация опорных знаний Беседа Чем усиливается романтический колорит «нечистого места» в повести «Тамань»?
Какое
Чем Вера не похожа на княжну Мэри?
Почему Печорин остается «орудием смертной казни» и относительно Веры, которую любит? Какая гамма чувств охватывает героя, который утратил надежду вернуть Веру? III. Работа над темой урока 1. Составление характеристики женских образов на основе текста — работа в 4-х группах Ожидаемые ответы Группа а.
Образ Белы Положение Белы является по-настоящему трагическим. Хотя ей посвящена целая повесть романа, автор обращает на нее внимание разве что как на красивую «вещь»: «и в самом деле она была красивая: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она зачастую из-под лба на него посматривала…».
Печорин своей прихотью, навеянной ему Максимом Максимовичем, вырвал ее из обычной жизни: «…Она за этими дверями; только я сам сегодня напрасно хотел видеть ее: сидит в уголке, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, пугливая, как дикая серна. Я нанял нашу духанницу, она знает по-татарски, будет присматривать за ней и даже приучит ее к мысли, что она моя, так как она никому не будет принадлежать, кроме меня… «. Когда же она полюбила его и этим сознательно порвала с прошлым, он остыл к ней: «любовь дикарки не намного лучше любви знатной госпожи, невежество и простосердечность одной так же надоедают, как и кокетство другой».
Печорин готов на решительные шаги ради своей прихоти, несмотря на последствия его действий для других. Он опосредованно виновен в смерти Белы, которая способна на большую пылкую любовь, но не принадлежит к кругу Печорина. Поэтому перспектив для развития их любви нет. Группа Б. Образ Ундины Образ девушки-контрабандистки является довольно романтическим.
Для нее характерно странное изменение настроения, ее речь необыкновенная и приближена к народным поговоркам, ее песни напоминают народные, свидетельствуют о стремлении к свободе.
В ней много поэзии «дикой свободы». Как говорил Белинский, «полудикий язык свободных ущелий».
Но ее непосредственность обманчива и помогает ей завести Печорина в ловушку, которая могла стоить герою жизни. За ее песенными образами скрыта реальная жизнь, суровая и далекая от первичной естественности; ее же внутренний мир — «вне границ достижимости». Группа В. Образ княжны Мэри Мэри Лиговская — умная, культурная, гордая девушка, способная на глубокое чувство.
Ей присуща романтическая мечтательность.
Этим объясняется ее любопытство к Грушницкому: «толстая солдатская шинель» делает Грушницкого в ее глазах личностью, овеянной таинственностью. Загадочность, странность Печорина интригует ее; его рассказ о себе, о том, как мир не принял его и испортил его характер, глубоко западает в ее добрую и доверчивую душу, а искреннее сожаление к нему превратилось в любовь. Мы видим перед собой человека с определенными жизненными принципами, который способен упростить и должен переступить через любые условности, которые в банальном понимании общества составляют супружеское счастье, и сделать возможным счастье возлюбленного при любых испытаниях. Из последнего диалога Печорина с ее матерью мы понимаем, что Мэри догадывается о причинах положения героя, о его ссылке на Кавказ, но все же, несмотря на это, ждет его объяснения — вернее, ответа на ее объяснение. Мэри первая признается Печорину в своей любви, но ее чувства были им отброшены.
На протяжении нескольких минут Печорин искал в своем сердце «хоть каплю любви к милой Мэри». Но в знак глубокого уважения к ней он сделает так, чтобы их разлука стала для нее менее болезненной: выставит себя не в лучшем свете, предложит Мэри его пренебрегать.
Даже и тогда, больно пораженная в самое сердце, Мэри не опустится до мелкой мести. И мы, читатели, проникнемся к ней еще большим уважением и симпатией. Группа Г. Образ Веры Печорин давно любит Веру, но его любовь принуждает женщину лишь страдать; ради любви к нему она идет на любые жертвы.
Вера — образ более эскизный, нарисованный несколькими яркими штрихами. Мы видим женщину, у которой чувство, эмоции все время борются с умом. Выйдя замуж со старого князем ради сына, она будет предавать мужа с Печориным. Испугавшись за судьбу Печорина на дуэли, она выдаст своим поведением собственные чувства, поставив на карту и семейный покой, и уважение мужа к ней, и будущее.
Наверное, она предчувствует печальное расставание с Печориным, роман без счастливой развязки, но ничего не может с собой сделать, так как идет навстречу любви, не оценивая последствий порывов собственной души и сердца.
2. Короткое обобщение С наибольшей симпатией автор описывает образа Мэри и Веры. Эти незаурядные натуры обратили внимание на Печорина, искренне полюбили его и могли бы даже связать с ним жизнь. Они умные и душевные, просвещенные и эмоциональные, и — главное! — смело откровенные в словах и поступках, могут стать рядом с Печориным в счастье и горе.
Мы встречаем их только в одной части романа — повести «Княжна Мэри», но эта повесть центральная. Такие разные и по возрасту, и по характеру, княжна Мэри и Вера похожи в одном — в откровенности чувств и поступков, в верности любви. Возможно, именно такую героиню своего времени мечтал встретить на своем жизненном пути Лермонтов. IV.
Рефлексия 1. Составление рассказа к темам «Бела», «Ундина», «Мэри», «Вера» 2. Заполнение таблицы Элвермана «Способен ли Печорин на большую любовь? » V. Домашняя задача Завершить работу над таблицей Элвермана; подготовить цитатную характеристику образа Максима Максимовича.
Тема. Женские персонажи романа «Герой нашего времени»