Тема животных в литературе

Мы всегда в ответе за тех, кого приручили. Экзюпери Почти все большие писатели обращались к этой теме. Прежде всего они старались через «братьев меньших» показать человека.

Но были, есть и будут писатели, специализирующиеся только на этой теме. Мы уже не можем представить детства без Маугли Киплинга, без его «Книги джунглей». «Путешествие Нильса с дикими гусями», созданное учительницей географии, очеловечило для нас птиц. Книга Даррелла — энциклопедия не только зоологии, но и любви, дружбы.

Без «Белого клыка», «Джерри-островитянина»

и «Майкла, брата Джерри», без «Зова предков» творчество Д. Лондона стало бы намного ущербнее. Тургенева трудно представить без маленького произведения «Му-му», Льва Толстого — без «Холстомера», А. Куприна — без «Белого пуделя», «Девочки и слона» и «Ю-ю». Впрочем, и Есенин без ряда стихов о животных не был бы столь проникновенен, как не полностью выразил бы себя Высоцкий без знаменитых «Волков». А то, что во многих случаях животное служит всего лишь аллегорией, как в баснях Крылова, не суть важно.

Важно то, что именно за счет многочисленной литературы о животных

мы приписываем им человеческие черты. Если уж труслив, то как заяц, а если хитер, то как лисица. Мартышка любит подражать, а моська самоутверждается за счет слонов. В большинстве литературных произведений животным сочувствуют, скорбят о том, что люди к ним плохо относятся. .Думает грустную думу О белоногом сынке. Не дали матери сына, Первая радость — не впрок.

И на колу, под осиной Шкуру трепал ветерок. Так пишет Сергей Есенин о простой корове. А вот другой поэт, Василий Федоров, иронично обращается к своей собаке: .В Москву не рвись, живи, брат, тут, Главенствуй в деревенской драке, Мой милый Джек, в Москве живут Псевдоученые собаки. А у иных — забитый вид: Там даже маленькая моська, Прислуживаясь, норовит Нести с хозяином авоськи.

Там руки лижут не любя, Там и любя тебя замучат. Ясно, что Джек потребовался поэту, чтобы выразить свое отношение к столичному снобизму. И когда волк хрипит: «Рвусь из сил, из всех сухожилий» — это хрипит Владимир Высоцкий, всенародный бард, надорванный противоречиями, нищетой и водкой.

Современный модный писатель Пелевин «оживил» насекомых, и от этого его жизнеописание приобрело особые гротесковые черты. А незаслуженно забытый писатель И. Меттер через служебную овчарку по кличке Мухтар показал будни милиции. Эта книга получила вторую жизнь в кинофильме «Ко мне, Мухтар», где Ю. Никулин сыграл одну из лучших своих ролей. Даже выдуманные животные оставили заметный след в искусстве и человеческом мировоззрении. Так и кажется, что они реальны: птица Рух и птица Феникс, трехголовый страж ада Цербер, Кинг-Конг, Годзилла.

В представлении древних сама Земля покоилась на трех слонах. Вернемся в детство. Разве могло бы оно быть полным без сказок? Нет, как и не могло бы истинно народное творчество сказки существовать без говорящих и действующих животных.

Знаменитый ученый, нобелевский лауреат К. Лоренц в своей книге «Кольцо Соломона» приводит притчу об этом царе, который понимал язык животных. Именно это, по мнению Лоренца, помогало Соломону успешно царствовать и лучше понимать людей. Мы все живем в одном большом и не слишком пока устроенном доме.

Этот дом — наша планета Земля. И все живущие здесь должны иметь равные права: и мы, и наши меньшие братья.




Тема животных в литературе