Тема жизни в творчестве Мигеля Эрнандеса

В марте 1939 г., когда республика потерпела поражение, Эрнанцес находился в южно-центральной зоне республики, стиснутой фашистскими войсками. Он пытается перейти границу Португалии, но португальские пограничники выдают его франкистам. Жестоко избитого, его привозят в мадридскую тюрьму, Несколько месяцев он проводит в застенке.

В мае его неожиданно освобождают: один французский епископ по просьбе Пабло Неруды обратился с письмом к Франко.

Эрнандес встречается с женой и сыном, потом едет в родной городок Ориуэлу. Здесь, однако, местные

фалангисты бросают его снова в тюрьму. Начинается последний, самый мучительный этап в жизни поэта.

Его переводят из тюрьмы в тюрьму, месяцами содержат в одиночной камере, морят голодом. В конце 1939 г. трибунал приговаривает его к смерти, и шесть месяцев он живет в ожидании казни. Только летом 1940 г. смертный приговор заменяют тридцатилетним тюремным заключением.

Однако здоровье поэта подорвано; голод и тиф обостряют чахотку, и 28 марта 1942 г. Эрнандес умирает на жалкой койке тюремного госпиталя.

На последнем повороте жизненного пути, когда все вокруг покрыли мрак и отчаяние, особенно ярко проявилась удивительная

сила духа и стойкость Эрнандеса. В одном из писем к Хосефине поэт писал из тюрьмы: «Эти барчуки никогда не простят мне, что я открыто и гордо отдал свой большой или малый талант, большую или меньшую часть моего сердца… на службу своему народу». И далее: «Они предпочли бы видеть меня предателем.

Но этого они не добились и никогда не добьются. Мой сьш унаследует от своего отца не деньги, а честь».

Эти слова поэта звучат как клятва верности тем идеалам, которым он посвятил свою жизнь. Не сломленный тяжкими бедами дух поэта раскрывается и в стихах этого периода. Написанные в тюремном застенке, поэтические произведения Эрнандеса тех лет долгое время оставались неизвестными читателю и были опубликованы лишь много лет спустя после его смерти. Большая часть этих стихотворений самим поэтом была включена в цикл «Кансьонеро и романсеро разлук» . Начатый еще в последние месяцы войны, этот цикл объединил стихи первых месяцев тюремного заключения и бьл завершен в короткий период пребывания на свободе.

Рукопись цикла Эрнандес оставил Хосефине перед вторым арестом. И по тематике и по настроению к циклу, однако, примыкают и стихотворения, написанные в последние годы заключения.

Всегда тяготевший в поэзии к большим, эпическим формам, Эрнандес на этот раз создает по преимуществу короткие лирические стихи. Поэт, в творчестве которого чувство, страсть почти всегда занимали главное место, в стихах последних лет взрывы чувств пытается умерить и сдержать мыслью, стремясь проникнуть разумом в самые глубины жизни и осознать ее конечный смысл:

Три раны в моей груди:

Жизни,

Смерти,

Любви.

Жизнь, смерть и любовь и становятся основными объектами размышлений поэта. Внешний мир — все, что лежит за пределами тесной тюремной камеры, почти исчезает из последних стихотворений поэта. И объясняется это не только тем, что Эрнандес о многом вынужден был молчать, но и тем, что мир нередко кажется ему хаотичным и смутным, миром, в котором торжествует трагически бессмысленный дух войны:

В селе нелюдимо.

И поле не орано.

Любовь без любимых.

Пыль, травы и вороны.

А молодость где?

Погибла в беде…

Еще более мрачными штрихами рисует поэт ужасы войны в другом стихотворении. Пиршество смерти, отравляющей смрадным дыханием даже природу,- такова война: «…кровь течет по свету, лишенная покоя, заключенная в клетку…

Есть, однако, в этом хаосе жизни сила, гармонию которой ничто не может нарушить: это — любовь. Большая часть тюремных стихотворений Эрнандеса посвящена прославлению любви. Чувство, переживаемое на этот раз поэтом, во многом не похоже на то, которое вдохновляло его еще так недавно в сборнике «Неугасимый луч». Здесь оно более зрелое и более глубокое: в нем не только неудержимый порыв, но и глубокая нежность, человеческая теплота и покой. В любви поэта к Хосефине сливаются страсть и уважение к женщине-матери, подарившей ему ни с чем не сравнимую радость отцовства.

Среди многих стихотворений этого периода особой глубиной чувств отличаются стихи, посвященные сыновьям: первому, рано умершему, и второму, который был еще младенцем, когда Эрнандеса бросили в темницу. В этом маленьком тельце поэт черпает силы для того, чтобы вытерпеть любые муки. «Улыбайся,- взывает он к своему сыну, — с тобой одержу я победу над временем, моим злейшим врагом». Как-то Хосефина, кормившая тогда грудью маленького сына, написала Эрнандесу, что в доме не осталось ничего, кроме лука и хлеба.

Ответом на это письмо стала замечательная «Луковая колыбельная» , в которой все как будто наполнено болью за жену и сына, лишенных самого необходимого, тоской по ним, любовью и беспредельной нежностью к ним.

Смейся, соловушко дома родного…

Смех твой дает мне крылья свободы.

Рушит тюремные темные своды…

Правда, и любовь не может избавить человека от смерти и разлук. Более того, она как будто лишь усиливает горечь разлуки, вынужденного одиночества узника. Но как бы ни была сильна горечь расставанья, как бы ни была ужасна смерть, им не одолеть любви, ибо любовь — источник всего сущего, бесконечности жизни, будущего. Поэт стремится найти наиболее точный и обобщенный символ вечного обновления, в котором сливаются воедино любовь, жизнь и смерть. Тема жизни, зарождающейся во чреве женщины, приобретает для Эрнандеса особый смысл,- эта тема помогает ему высвободиться из-под гнета безысходности.

Вот почему, несмотря на все тяжкие лишения и страдания, которые довелось ему пережить, он остался несломленным до конца. И не случайно одно из последних стихотворений «Вечная тьма» {Eterna sombra), набросав ужасающую картину вечной мглы, опустившейся над ним, поэт завершает примечательными словами надежды:

Слышу, распахнутый в жизнь, как окно,

Будни, тускнеющие в отдаленье…

Все же в борьбе лишь добыть мне дано свет,

Повергающий тьму на колени.

Таким «светом, повергающим тьму на колени», лучом, прорезавшим мрак заточения и осветившим благородный облик поэта-борца, была и вся поэзия Мигеля Эрнандеса.




Тема жизни в творчестве Мигеля Эрнандеса