Тематика и образы одного из ранних рассказов М. Горького
Жизнь человека — вот его характер.
И. Гете
Большой светлой полосой пролег через десятилетия жизненный и творческий путь Максима Горького.
Для многих людей на земле великий писатель служил и ныне продолжает служить примером борьбы за справедливость, правду, красоту человеческих отношений, примером борьбы против лжи, подлости, насилия. Горький — с каждым человеком, который борется за осуществление самых передовых идеалов.
В наше время, когда все острее и глубже становится борьба за Человека новой морали, нового миропонимания,
Особенно
Как реалист, Горький считал, что правда искусства требует изображения людей такими, как они есть, но он говорил, что это будет не вся правда. Наряду с этим писатель должен показывать людей такими, какими они должны быть. Романтические образы будили мысль и чувства, звали людей к переделке действительности.
Одно из наиболее ярких произведений этого типа — «Старуха Изергиль». Сравнительно небольшой рассказ поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей автора: прославление радости и красоты жизни, гимн свободе, стремление к подвигам, величие самопожертвования и низменность эгоизма. Это важнейшие вопросы, раскрывающие смысл человеческой жизни.
Художественные средства рассказа подчинены основной творческой идее — передать приподнятое настроение автора, его веру в светлые начала жизни.
Антитеза основа композиции рассказа. Если образ Данко раскрыл духовную красоту волевой, целеустремленной личности, то легенда о Ларре показала всю бесплодность и бессмысленность крайнего индивидуализма.
Анализируя это произведение, обычно говорят о противопоставлении двух образов — Ларры и Данко. Такое противопоставление действительно бросается в глаза, но не следует забывать, что есть и некоторые черты, сближающие этих героев. Как и Данко, Ларра — герой романтический. «Свободный, как отец его», «вольный, как птица», — эти характеристики гордого, независимого Ларры с его сильным духом не назовешь отрицательными, хотя то его свойство, что он, «кроме себя, не видит ничего», писатель безоговорочно отвергает. Ларра жесток к людям, однако ведь и люди жестоки к нему, жестоки так же, как к Данко.
Ларра заслужил суровое возмездие, хотя задатки этого героя были богаты: он многое унаследовал от отца своего — вольного орла, того орла, что «…поднялся, в последний раз, высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них…».
Разве не напоминает это «Песню о Соколе»? Да и к стремлению Ларры «сохранить себя целым» Горький не относится однолинейно отрицательно, не отказывается от идеи самоутверждения личности. Все дело в том, какой ценой достигается это самоутверждение.
Если жить, как Ларра, только ради себя, то и другим принесешь горе, и для себя не добудешь счастья, — вот о чем говорит легенда старой Изергиль.
Повествование о Ларре осуждает эгоизм и индивидуализм. Ларра «был ловок, хищен, силен, жесток», он презирал людей и думал, что может обойтись без них. Однако и для него одиночество оказалось страшным: отвергнутый всеми, он стал искать смерти и мечтал о ней, как об избавлении от мук. Да, одиночество страшнее смерти.
Это самое невыносимое наказание, потому что жизнь человека вне человеческого общества бессмысленна. В служении обществу — подлинный смысл человеческой жизни. Отдать жизнь за людей у это величайшее счастье, доступное человеку.
В этом смысле Данко действительно противопоставлен Лappe. Ho и об этом герое нельзя сказать, что новый идеал уже полностью воплощен в нем. Что в этом образе ново, а что традиционно?
Данко спаситель. Ho это не богочеловек, не просто пастырь людского стала, стада неразумных «агнцев», любящий и жалеющий их, неблагодарных, отдающий жизнь за тех, кто над ним же требует суда.
«- Вы сказали: «Веди!» — и я повел! — крикнул Данко, становясь против них грудью. — Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе?
Вы только тли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Ho эти слова разъярили их еще более.
— Ты умрешь! Ты умрешь! — ревели они!».
При всей традиционности коллизии ее разрешение у Горького во многом новаторское.
Вопреки идеалу смиренного долготерпения писатель выдвигает идеал победный, идеал активного действия во имя народа. He царство Божие где-то там, на небесах, а освобождение народа здесь, на земле, — вот цель, за которую не жаль отдать горящее сердце. He культ страдания, а освобождение от страданий!
В этом Данко, в отличие от Ларры, находит — пусть на один лишь ослепительный миг — и свое личное счастье. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». И после гибели его мы видим людей «радостными и полными надежд».
И тем не менее перед нами здесь еще не идеал освобождения народом себя самого. «Ho тут явился Данко и всех спас один». Один — всех. Альтруизм Данко противоположен эгоистичности Ларры, но тут нет еще того, что Горький — напомним его теоретические взгляды — назовет позже «романтизмом коллективизма».
Лappa, при всех его романтических чертах, сурово осуждается за нежелание считаться с людьми. Ho и Данко, который до сих пор дорог нам «призывом гордым к свободе, к свету», не стал еще, строго говоря, носителем идеалов коллективизма, не слился с теми, кого он вывел к солнцу, и не поднял их на ту нравственную высоту, на которую поднялся сам. He случайно одно из самых впечатляющих мест в легенде — то, где говорится, что люди «не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом его смелое сердце.
Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…».
Необыкновенно гармонична композиция рассказа. Он состоит из трех частей: две легенды — о Ларре и о Данко — соединены повестью о жизни Изергиль, реалистические детали которой подчеркивают романтическую возвышенность легенд. Описание бурной жизни мятущейся Изергиль, женщины с сильным характером и отзывчивым сердцем, но без ясной цели в жизни, является естественной связью между легендами об эгоисте Ларре и беззаветном герое Данко.
Как это ни странно, при всей любви к независимости, к свободе, при всем осуждении проходящего за отрыв от людей, сама-то Изергиль по духу своему эгоистична и внутренне мало связана с теми людьми, среди которых жила.
Идеалом жизни горьковской героини была свободная любовь, которую она ставит превыше всего. И с теми, кто пытался в этом ущемить ее права, Изергиль обходилась решительно и сурово. Однако и сама героиня в своей любви оказалась эгоистичной. Поцелуи ее нередко приносили людям страдания, вели их к гибели.
Ho на это Изергиль смотрит как на что-то обычное, мало интересное ей. Это и понятно, ибо в любви она «для себя лишь хочет воли». Это лишний раз говорит о глубокой противоречивости характера героини, се индивидуализме и эгоизме.
Таким образом в рассказе Горького ярко и образно выражены мысли автора о подлинных и мнимых героях, о подлинном и мнимом содержании человеческого характера.
Подлинные герои, утверждал писатель, — это люди, способные к поступкам «цельным, крупным и дело жизни оживляющим», и прежде всего люди из народа, для которых борьба за свою свободу была в то же время борьбой за свободу других.
Тематика и образы одного из ранних рассказов М. Горького