Темы «горячего сердца» и «темного царства», драматургический конфликт в пьесе Островского «Гроза»
Цели: проверить знание содержания прочитанных действий драмы «Гроза»; совершенствовать умение комментировать и выразительно читать сцены из пьесы, определять конфликт и проблемы, поднятые драматургом, анализировать прочитанное, делать самостоятельные выводы; учить добру, справедливости, уважению к человеческой личности. Оборудование: портрет а. н. Островского; иллюстрации к драме; фрагменты кинофильма или спектакля «Гроза» ; текст драмы; эпиграф на доске.
Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы.
Островский ХОД УРОКА I. Организационный момент 1. приветствие учителя 2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II.
Постановка целей и задач урока III. Активизация учебной деятельности и актуализация знаний Установочно-проблемная беседа — Почему Островский считает драматическую поэзию наиболее близкой к народу? — Каково ваше отношение к драматургии вообще и к драматургии Островского в частности? — расскажите о творческой истории драмы «Гроза». Что дало право известному театральному критику
«Грозу» Волга написала»? — Между какими силами возникает конфликт в драме «Гроза»? На чьей стороне вы выступили бы в этом конфликте? IV.
Аналитически-исследовательский практикум 1. анализирующее чтение I действия драмы «Гроза» Методический комментарий. начать работу с текстом можно с показа фрагмента фильма «Гроза» , включающего панораму Волги и песню Кулигина. Затем перейти собственно к чтению и анализу. — Как рисует место действия а. н.
Островский? на что следует обратить особое внимание? Как можно интерпретировать такую деталь: «высокий берег Волги»? только как географическую подробность или еще и как поэтический образ?
Можно ли уже в самой декорации уловить будущий конфликт? — Почему Кулигин поет именно песню «Среди долины ровныя», которая в то время была на слуху? — По явлению 1 действия I определите, как уже с первых реплик обнаруживает себя социальный конфликт. Приведите 3-4 примера реплик персонажей, обнажающих острые противоречия, существующие в обществе Калинова. Обратите внимание на поведение Дикого и отношение к нему Кудряша.
— Что вы узнали о Кулигине из его разговора с другими персонажами? — Чем примечателен Борис?
Какие чувства вызывает этот герой? 2. Выразительное чтение монолога Кулигина «жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! » — Как Кулигин характеризует нравы Калинова? Почему он постоянно употребляет множественное число и настоящее время и переходит на прошедшее только в последнем предложении, когда говорит о себе?
3. продолжение анализирующего чтения — Какое впечатление производит знакомство с Кабанихой? — В чем проявляются сходство и различие Кабановой и Дикого? — Что вы узнали о тихоне, Катерине, Варваре? — В чем сходство и различие между этими персонажами? 4. Выразительное чтение монолога Катерины Какие главные черты характера героини проявляются в этом монологе? Каким было ее мировосприятие в девичестве?
Назовите преобладающие в ее воображении образы. Какие ощущения Катерины можно назвать ключевыми? 5. работа с таблицей Учитель.
Подумайте и ответьте, кто в Калинове является хозяевами, а кто их жертвами.
— Что для каждого из «господ» и «жертв» означают понятия «любовь» и «свобода»? — Почему мы не можем отнести Катерину ни к «хозяевам», ни к «жертвам»? — Кого из героев можно отнести к представителям «темного царства», по определению н.
Добролюбова? Кто им противостоит? V. Обобщение учителя — Характеры в пьесе изображены в системе сопоставлений и противопоставлений. так, сопоставляются Кабанова и Дикой, Варвара и Кудряш, тихон и Борис. а кто же противопоставляется?
Уже с первых страниц драмы вырисовывается ее основной конфликт между «темным царством» и «горячим сердцем» Катерины. VI. Подведение итогов урока Выставление и комментирование оценок VII.
Домашнее задание 1) Прочитать действия III-V драмы «Гроза». 2) Выучить наизусть монолог Кулигина, монолог Катерины.
3) Подготовить цитаты для характеристики Катерины.
Темы «горячего сердца» и «темного царства», драматургический конфликт в пьесе Островского «Гроза»