Темы, идеи, образы поэзии Н. А. Заболоцкого
Николай Заболоцкий — замечательный русский поэт, глубоко проникнувший в душу природы и человека, продолживший традиции философской поэзии Державина, Пушкина, Баратынскогр, Тютчева. У Заболоцкого есть свой неповторимый голос, повествующий нам, прежде всего, о смысле человеческой жизни, о неразрывной связи человека и природы, о единстве всего живого на земле.
В начале своего творческого пути Заболоцкий делает поэтические зарисовки города с его противоречиями, оторванностью от природы, с духовным убожеством его обитателей:
В глуши
Заболоцкий сатирически изображает жизнь обывателей, которые не могут привыкнуть к реалиям нового быта:
Восходит солнце над Москвой, Старухи бегают с тоской:Куда, куда идти теперь? Уж Новый Быт стучится в дверь ;Большое влияние на творчество поэта оказало его участие в кружке обериутов, У него выработалась своеобразная творческая манера, наиболее ярко отразившаяся в его знаменитом стихотворении «Меркнут знаки Зодиака…»:
Меркнут
Спать пора! Разум, бедный мой воитель, Ты заснул бы до утра. Что сомненья? Что тревоги?
День прошел, и мы с тобой — Полузвери, полубоги — Засыпаем на пороге Новой жизни молодой.
Шутливое стихотворение, немного ироничное, развивает излюбленную мысль поэта: живые и неживые формы материи находятся в единстве, постоянно взаимодействуя друг с другом, переходя из одной формы в другую.
Природа имеет сознание, которое выражается в разуме человека. Поэтому человек ответствен за все происходящее в природе, он часть природы, в ней заключено его будущее. Одним из шедевров Заболоцкого, выражающих его философские взгляды, является стихотворение «Завещание», написанное в 1947 году, уже после того, как он был незаконно репрессирован и шесть лет провел в лагерях. Размышления о жизни и смерти — вот тема этого стихотворения:
Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя И, погасив свечу, опять отправлюсь я В необозримый мир туманных превращений, Когда мильоны новых поколений Наполнят этот мир сверканием чудес И довершат строение природы, — Пускай мой бедный прах покроют эти воды, Пусть приютит меня зеленый этот лес.
Мысль о том, что после смерти человек растворяется в огромном, вечном мире, не нова, но Заболоцкий сумел облечь ее в такие потрясающие строки, найти такие образы, которые не оставляют равнодушным никого:
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов Себя я в этом мире обнаружу. МноговеКовый дуб мою живую душуКорнями обовьет, печален и суров. Нет в мире ничего прекрасней бытия. Безмолвный мрак могил — томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:Покоя в мире нет. Повсюду жизнь к я.
Все стихотворение обращено к потомкам, к будущим поколениям, которые продолжат благородные дела своих предшественников’.
О, я недаром в этом мире жил! И сладко мне стремиться из потемок, Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок, Доделал то, что я не довершил.
Природа в поэзии Заболоцкого удивительно одухотворенная, недаром поэт так часто использует олицетворения: «ветер вдруг сошел с ума», «шепнула мне бабочка-странница», «травы падают в обморок», «буйствуют стебли и стонут цветы», его душа путешествует «с потерявшим сознанье скворцом». Сам поэт хотел бы жить в «государстве ромашек», просит: «Уступи мне, скворец, уголок», «Пой мне песню, дерево печали!». Природа ярче оттеняет все происходящее в человеческой душе:
Жизнь растений теперь затаилась В этих странных обрубках ветвей. Ну, а что же с тобой приключилось. Что с душой приключилось твоей? Как посмел ты красавицу эту, Драгоценную душу твою, Отпустить, чтоб скиталась по свету, Чтоб погибла в далеком краю? .
Но не только тема природы, философского отношения к ней является предметом размышлений автора. Не мог Заболоцкий пройти мимо темы войны. Стихотворение «В этой роще березовой» — трагический, проникновенный гимн всем павшим на войне:
В этой роще березовой, Вдалеке от страданий и бед, Где колеблется розовый, Немигающий утренний свет, Где прозрачной лавиною Льются листья с высоких ветвей, Спой мне, иволга, песню пустынную, Песню жизни моей. За великими рекамиВстанет солнце, и в утренней мглеС опаленными векамиПрипаду я, убитый, к земле. Крикнув бешеным вороном.
Весь дрожа, замолчит пулемет. И тогда в моем сердце разорванном Голос твой запоет.
Стихотворение удивительно лирично, недаром оно положено на музыку и стало песней. Стало песней и стихотворение «Где-то в поле возле Магадана», написанное по лагерным воспоминаниям, звучащее как реквием всем безвинно погибшим в годы репрессий. В последние годы жизни поэт обращается к нравственным проблемам, рождаются такие стихотворения, как «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», «Старая актриса», «Признание». В стихотворении «Некрасивая девочка» поэт задает вопрос:
А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в’ котором пустота, ‘Или огонь, мерцающий в сосуде?
На этот вопрос ответ дается: если человек способен радоваться счастью другого, не знает «ни тени зависти, ни умысла худого», ощущает «счастье бытия», — этот человек прекрасен.
Образ лирического героя поэзии Заболоцкого рисует нам тонко чувствующего природу и мир, открытого для людей, счастливого и мудрого человека, который всегда найдет выход из любого сложного положения и поможет окружающим.
В последние годы по-иному звучит тема любви в творчестве поэта, возникают автобиографические детали. Цикл стихотворений «Последняя любовь», созданный в 1956-1957 годах, глубоко и проникновенно раскрывает эту тему. Одно из лучших стихотворений цикла стало известной песней:
Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная моя женщина! Я склонюсь над твоими коленямиОбниму их с неистовой силою, И слезами и стихотвореньями Обожгу тебя, горькую, милую.
Трагедия последней любви, любви на пороге смерти, изображена поэтом с щемящей простотой, со сдержанной болью перед грядущей разлукой друг с другом и жизнью:
Простые, тихие, седые, Он с палкой, с зонтиком она, — Они на листья золотыеГлядят, гуляя дотемна. И знанья малая частица Открылась им на склоне лет, Что счастье наше — лишь зарница, Лишь отдаленный слабый свет.
Настоящим поэтическим завещанием поэта нам, потомкам, стало одно из последних стихотворений «Не позволяй душе лениться»:
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Многообразие тем, возвышенные философские идеи, воплотившиеся в совершенной поэзии, яркие, запоминающиеся образы из мира природы, глубокий психологизм, внимание к нравственным проблемам личности — вот те качества, которые делают творчество Николая Заболоцкого современным и необходимым нам, читателям.
Темы, идеи, образы поэзии Н. А. Заболоцкого