Темы романсов

Определить одним словом приведенные произведения далеко не всегда возможно, потому что тогда это будет сухая и неточная классификация, но в двух-трех словах — можно всегда.

«Певец» — сопричастность поэзии природы.

«Разуверение» — опыт не пропьешь.

«К. Б.» — любовь выше опыта.

«Отчего» — молодость не вечна.

«Среди шумного бала, случайно…» — лю­бовь к образу.

«Я тебе ничего не скажу…» — о партизанской любви.

«Серенада» — любовь земная и небесная.

«Доченьки»

— ура! — на могиле споют.

«В землянке» — о разлуке.

«Жди меня…» — надежда.

«Очарована, околдована…» — магия любви.

«Ненаглядный мой» — о прошлой любви.

«А напоследок я скажу…» — о грядущем суициде.

«На дальней станции сойду…» — о счастливом дачнике.

«Подмосковные вечера» — трудное объяснение.

«Ваше благородие госпожа разлука…» — любовь вместо смерти.

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться…» — песня восхищенного потакателя.

«Песня о друге» — о подлинной дружбе.

«Я не люблю»

— сдержанная ярость.

«Летучий ковер» — восхищение после госпиталя.

«Я люблю тебя, жизнь!» — несчастная или взаимная? — вот в чем вопрос.

Удивляет, что авторы учебника-хрестоматии сочли романсом песню Владимира Семеновича Высоцкого «Я не люблю». В ней нет никакой напевности, это жесткий ритм и сосредоточенное жесткое чувство, лишенное какой бы то ни было лиричности. Также ни романсом, ни лирической песней не является «Песня о друге».

По тем же причинам.

Песни «В землянке» и «Жди меня…» — это песни военных лет, не подходящие к определению романса. Если уж брать песни того времени, то надо говорить прежде всего о песне «Темная ночь».

Продолжая тему необоснованности включения в список ро­мансов и лирических песен различных творений песенного жан­ра, можно заметить, что песня А. Н. Вертинского «Доченьки» — типичный шансон, «Ваше благородие госпожа разлука…» тоже гораздо ближе к шансону. «Летучий ковер» Ю. Ч. Кима очень на­поминает стихи Агнии Барто полным отсутствием мелодики. Та­кую песенку можно разучивать на уроках музыки в младшей школе, но не ставить ее после песен В. С, Высоцкого и тем более не пытаться сделать из нее лирическую песню или, что еще хуже, романс. Одним словом, ребята, это задание — явная подстава. Исходите из этого.

Трудно даже как-то переформулировать их, как это мы делали во многих других вопросах.




Темы романсов