«Тени забытых предков» Михаила Коцюбинского
Может, дело в том, что весь мир «Теней…» — это сказка, полная чудес, таинственная, интересная и страшная? Но Коцюбинский не может окончательно превратиться в ребенка или доброго деда-рассказчика; пересчитав нявок, чугайстров, аридников, щезников и русалок, будто действующих лиц, все равно отмечает: «весь мир только был как сказка»… А дальше рисует.
Внимательный очевидец рисует, наслаждаясь натуральностью и близостью изображаемого. А может, это фольклорное произведение? И нет, все те песни должны сыграть в этом действе совсем
Ни на чем не останавливается зрение: описания одежды, природы, кровавой вражды, насилия, и вдруг… что это? Вековечные традиции жизни за деда-прадеда одним махом зачеркнуты. Маленькой девушкой, которая не желает нести зло.
И жизнь направляется в другое русло. Все то же самое: прозаичные овечки, коровы в лесу, купание в потоке, но…
Тьма В сердце в старине? Он не нуждается в «их» согласии. Разлука? Да и пусть. Все теперь иначе.
Маленькая жизнь остановила время! А может нет? «Течет вода в синее море, да и не вытекает…» Кудрявый Черемош светит под скалы нехорошим зеленым огнем! Следи,
Величественный покой земли, гармония природы немного утешают боль разлуки. Богоподобная, титаническая фигура ватага, простые, которые не ищут разногласий, версии происхождения мира и покой окружают Ивана, но не лечат его сердца. Маричка! Зовет.
Именно его.
…Он стоит и заглядывает в черную бездну…
Сие же его зовет лесная.
…Он услышал, как урвалась тонкая хрустальная паутина,
Которая соединяла их сердца.
Вот и все. Маховик времени немного задрожал, заскрипел и мало-помалу стал делать оборот за оборотом. Ничто — ни заработанные деньги, ни молодость, ни бракосочетания не смогли остановить его. И он начал оборачиваться, крутить, стал доступный для влияния времени.
Опоздал, даже тела не смог признать, оженился — хозяйство нуждается в вечной работе — и, лишенное главного, высшего содержания, человеческая жизнь сливалась с отрицательным.
Иван даже не делал попыток заинтересоваться жизнью, не задавался вопросом даже, любит ли Палагну. А зачем? Маржинка же есть. И только потом колесо действительно остановилось. Только причина была уже другая.
Теперь не имело значения, или была то Мавка, или лесная. Это была Маленькая Девушка, которая уже раз останавливала поток зла. Теперь он увидел, какой безрадостной была его погоня за приплодом или борьба за супружескую верность. Мог ли писатель, оставаясь верным себе, оставить Маричку живой? Иван даже после ее смерти не предал любимую, так как принадлежал Палате только телом.
Они с Маричкой могли бы быть счастливым супружеством, но сказки никогда не продолжают рассказ дальше свадьбы.
Едва ли есть смысл сочувствовать Ивану. Он любил, а миг настоящей любви страж одинокой вечности. Они с Маричкой могли бы посочувствовать тем, кто не знал этого.
Этот мир и дальше будет достойный сочувствия, если в нем любовь самопожертвования, самоотдачи не превратится из исключения в цель жизни на земле.
Г. Коцюбинский боролся против хуторянской ограниченности произведений украинских писателей и хотел видеть украинскую литературу равной среди европейских литератур. И как настоящий мастер, писатель сделал много для того, чтобы его стремления осуществились. И он был большим мастером.. Прежде всего мастером жанра.
Вспомним его живые, волнительные рассказы для детей, лирический этюд «Утро в лесу», романтически приподнятую, эмоциональную, поэтическую повесть «Тени забытых предков», преисполненное глубокого драматизма рассказа «Дорогой ценой», волшебную акварель «На камне», образок «Он идет», лирическую исповедь художника «Intermezzo». Это жанровое разнообразие и в самом деле дает возможность писателю полно воссоздать как мир вокруг человека, так и мир ее души.
Этому служат прежде всего портреты литературных героев. «Мать, сухая, черная, в чистой рубашке, в старенькой свите… у нее спущенные наземь глаза и затиснутые губы». Вся ее непростая жизнь, в основе которого лежат честная работа, постоянные нужды, большое терпение — в деталях портрета. Гафийка же «здоровая и чистая — она светилась на солнце, как добрая пашня, как полный колос, а глаза имела темные, как колодезное дно».
Это описание направлено на то, чтобы показать глубину души героини и наполненность жизнью после встречи с Марком Гущей.
Воплощению художественного замысла писателя подчинен и язык героев. Взволнованные, поэтические обращения Маланки к земле: «Какая ты роскошная, земля. Весело засевать тебя хлебом, украшать зеленью…» И болевые, надоедливые вопросы к односельчанам, читателям, ко всему миру: «Вот посмотрите, что из меня сделали.
Двадцать лет сосали жилы, двадцать лет паслись мной». Эмоционально выразительные, свежие, точные словосочетания «сосали жилы», «паслись мной» подчеркивают главное в этой человеческой судьбе: несправедливые социальные отношения забрали у нее счастье, здоровье, жизнь.
Михаил Коцюбинский является непревзойденным мастером пейзажа. Это настоящие литературные шедевры. Природу он подает в импрессионистическом изображении, которое было новым для нашей литературы.
«Тени забытых предков» Михаила Коцюбинского