«ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА»
Роман Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказание» — один из труднейших произведений в истории мировой литературы. Даже исходя из того, как роман воспринимается читателем, он чуть ли не единое произведение такого плана. Лично на меня произведение сначала справило впечатление полно понятного: никаких намеков, никаких загадок, никаких таинственных событий. На самом деле же, преступление Раскольникова плотно связанный из его теорией, а эта теория — преступная.
Уже из первых страниц романа «Преступление и наказание» главный
Выдающиеся личности — Ликург, Магомет, Наполеон — не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради своих идей. Мир устроен так, что
Смога ли я переступит, или не смога? Осмелюсь ли нагнутся и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею…».
Дело в том, что жизненные ситуации, в которые попадается Раскольников, не только не отводят его от идеи убийства, а будто наталкивают на нее. Но мне кажется, что идея Раскольникова неразрывно связана с жизненными условиями бедного студента. Душная атмосфера его жилья перекликается с душной атмосферой петербургских улиц. Хотя преступление Раскольникова — это вызов нечеловеческим законам мира, тем не менее оправдать его невозможно.
Ведь, совершив убийство, Раскольников зачислил себя к разряду надлюдей, к которому не принадлежат даже близкие ему люди: иметь, сестра, Соня.
Он отрезал себя от этих людей: «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…» Упоминая преступление, Родион упоминает и случайно убитую им Лизавету: » Бедная Лизавета!
Зачем она здесь подвернулась!.. Странно, однако же, почему я об неи почти и не думаю, точно и не убивал?.. Лизавета!
Сон! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут?
Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и тихо…». Этот монолог доказывает весь ужас совершенного, ведь человеческая натура столкнулась с нечеловеческой теорией. Еще один доказательство ужасной теории — третий сон Раскольникова, где он снова убивает ростовщицу, а она над ним смеется.
И здесь герой подсознательно начинает понимать коварность своей теории, которую можно считать не толчком к преступлению, а преступлением. Самая преступная идея толкнула его на самопроверку собственной значимости: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мнет, в ту минуту, все равно долж-но было быть!» Значит, пораженный идеей «сверхчеловека», он мог бы убить и вторая, и сестру, и мать, и Соню.
Кажется, что Раскольников может реагировать лишь на те впечатления, которые подтверждают правоту его теории. Он воспринимает мир деспотически, выхватывая из окружения лишь те впечатления, которые подтверждают его фанатичную теорию. Итак, теория Раскольникова о возможности стоять над людьми, с презрением относиться к их законам не нашла своего подкрепления в его собственной судьбе. Полностью убить в себе совесть и подняться в гордой одинокости над «человеческим муравейником» не может даже вор, не то что человек с раздвоенной личностью.
Возможно поэтому автор и обрек Раскольникова на одинокость. Достоевский всей образной системой романа убедительно довел, что нельзя оправдать теорию насилия, убийства, которой бы благородной целью ее не аргументировали.
Поиски добра и справедливости… Они смущают умы, разжигают страсти. В столкновенье разных идей и убеждений художники стараются найти высочайшую правду, ту единственно правильную идею, которая может стать общей для всех людей.
Поиски справедливости иногда заводили Федора Михайловича Достоевского заставляли выступать против собственных более ранних убеждений. Но в наиболее сложные для писателя и всего народа года он продолжал искать пути освобождения человечества от страданий, которые несет с собой антигуманный порядок. В романе «Преступление и наказание» отображено два мира.
Один мир — город богатый, второй — бедное, о котором и пойдет речь в произведении. Именно там страдают люди. Достоевский показывает, что душный город, грязь и теснота оказывают содействие ощущению духовной одинокости людей. И потому люди относятся одно до одного из недоверием, завистью и ненавистью.
Герои произведения попадаются в ситуации, которые не подлежат никаким правилам. Если бы Соня Мармеладова не пошла на улицу — умерли бы из голода ее родные. Сестра Раскольникова, Дуня, соглашается на брак с циником Лужиным, чтобы дать возможность брату Родиону закончить университет.
Для обеих героинь добро в отношении к ближним становится взлом в отношении к себе. Тем не менее обе они способные на самопожертвование. Недаром Сонечка дарит Раскольникову «простонародный» крестик. Ведь путь обновления героя — признание народной веры, носителем которой есть Соня Мармеладова.
Судить героя может только она. Будет судить любовью, чувствительностью и взаимопониманием. Подтекстом автор высказал идею, которая людей спасет братское отношение одно до одного. А относительно Дуни, то она и Разумихин почти не упоминают о Бог, их гуманизме сугубо земной, а к «наполеоновской теории» они относятся так же отрицательно, как и Соня.
Даже страж общественного порядка Порфирий Петрович является человеком гуманной, так как старается спасти общество не столько от преступников, сколько от теорий.
Проявления доброты присущий даже глуповатому Лебезятникову, который вступился за Соню без наименьшей личной заинтересованности, даже рискуя перед хозяйкой и соседями своей репутацией тихого жителя, так как этому персонажу не присущий ни подлость, ни вранье. Больше девяноста персонажей в романе Достоевского. В чертах каждого из них, главных или эпизодичных, можно найти множество положительных черт, истерзанных обществом.
Но в борьбе с этим обществом формируются фигуры, к которым можно полно отнести слова Федора Достоевского: «Уже подрастает поколение, которое будет гуманно, человечно и великодушно».
«ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА»