Теория Раскольникова и ее крах

Роман «Преступление и наказание» — произведение, в котором вступают в конфликт мысли и чувства людей, в котором идеологическая теория натыкается на жизненную практику. Достоевскому удалось отразить степень влияния увлечения идеями революционного преобразования общества и теории индивидуализма на современную ему молодежь. Благодаря своему творческому чутью и глубокому знанию психологии человеческой, писатель смог рассказать в своем произведении о том, как пагубно может отразиться в неокрепших умах идеологическая диверсия социалистов

и демократов, как далеко могут завести человека привитые с «чужого плеча» мысли и чувства, принятые на веру, но неосознанные полностью.

Родион Раскольников, главный герой романа, студент, прозябающий в петербуржских трущобах, не имеющий возможности учиться далее из-за отсутствия средств, бесспорно человек одаренный и неглупый — центральная фигура произведения. Автор умело рисует картины неустроенного быта молодого человека и его мучений по поводу того, что жить так ниже человеческого достоинства, последовательно прописывает моменты, которые заставляют юношу поддаться искушению, спланировать

убийство, для решения своих материальных проблем.

Понятно, что порожденные унизительным и жалким существованием студента мысли, овладевают им не сразу, идет борьба в сознании и душе. Политические процессы, происходящие в этот период в обществе, так же способствуют разрушению моральных установок, нарушают культурные традиции, обрывают связь с прошлым, исторические корни.

Нравственные принципы, сдерживающие ранее личность в каких-то рамках, границах вдруг перестают действовать и освобождают от обязательств и исполнения канонов, к тому же на глаза герою постоянно попадают те самые примеры нарушения всех этих норм и правил «моралистами». Общество устроено так, что честный труженик не в состоянии содержать семью, чтобы не умереть от голода Сонечке Мармеладовой приходится продавать свое тело на панели, пока ее отец, чиновник низшего сословия от безысходности спивается, понимая, что он ничтожество. Принципы, которые раньше казались Родиону Раскольникову незыблемыми, вдруг теряют всяческую ценность, превращаются в чушь, чепуху, безделицу, через которую легко можно переступить. Вот так и появляются на свет две категории людей, на которые поделил человечество нищий студент: «сверхчеловеки» и «твари дрожащие».

Быть частью муравейника Родион естественно не желает. Его кумиры, Магомет и Наполеон, личности сильные и уверенные в себе, добившиеся многого, перевернувшие историю, сами написавшие ее, возвышаются над серой массой, над безликой толпой. Муравейник Раскольников презирает.

Закономерно встает вопрос, к какой же категории общества относиться сам Родион Раскольников. Отнести себя к классу презираемых он не в состоянии, получить моральное право убить, ради целей гуманистических, куда как приятнее для собственного эго. Заявить себя в качестве личности сильной, способной на поступок — вот к чему приводят юношу его размышления. Цель определена не им, заимствована из идей социалистических, класс эксплуататоров должен быть уничтожен, а старушка-процентщица, конечно же, является ярким представителем этого класса, ведь она наживается на людской боли и страданиях.

Все спуталось в голове несчастного полуголодного Раскольникова: и революционные теории, и индивидуалистическая демагогия, которая позволяет «кровь по совести». Развитие общества невозможно без боли и страданий, считает герой, не будет прогресса без крови. Он мнит себя то мессией, избавителем, то властителем, равным с великими историческими личностями.

И эти две роли никак не примиряются в нем, столкновение двух моралей, христианства и индивидуализма, когда одна теория не приемлет насилия и презирает его, а другая не просто допускает, но и поощряет, вызывают конфликт в сознании молодого человека.

Приходит время на практике проверить все свои теоретические выкладки и осуществить задуманное насилие над личностью эксплуататорши, Родион совершает убийство, снимая тем самым с себя нравственное табу. Но теория неожиданно дает сбой, приходится убить не только саму старуху, но и ее кроткую и забитую сестру, которая никогда никому не принесла зла и была человеком тихим и незаметным. Да, приходится, ведь она свидетель, идейные мотивы не причем, на первое место выходит «шкурный» интерес.

После совершенного злодеяния с молодым человеком происходит странная метаморфоза, теперь ему кажется, что убийство — это чуть ли не единственный способ защиты от окружающей несправедливости мира, только с помощью убийства и можно бороться. Слом эмоций и чувств, потрясение, испытанное в момент совершенного злодеяния, превращают жизнь Родиона в сущий ад.

Описывая эмоции, метания и мысли героя Достоевскому удается добиться глубокой детализации. Кажется, что автор наблюдает за героем вживую и просто записывает моменты, которые не могут не броситься в глаза, вот герой побледнел от испуга, вот он упал в обморок, потеряв над собой контроль. Нервное перенапряжение описано с такой четкостью, как будто бы автор сам болел этой горячкой, сам подозревал всех и вся, сам мучился от навалившегося одиночества и оторванности от мира, который он призван был сделать лучше и чище. Удивительно точно подобраны слова для описания состояния Родиона, «как будто ножницами отрезал себя…». Отсутствие прямых улик и даже то, что преступник найден, не дает ожидаемый покой Раскольникову.

Он по-прежнему не может ни сам использовать деньги, которые он украл, ни раздать их людям, как хотел изначально. Нет, не раскаяние движет им и не жалость к невинно убиенной Лизавете. Он не жалеет что убил процентщицу, но в ужасе, что не выдержал проверку, оказался слабым и никак не может относить себя к касте высших, теперь он такая же «тварь дрожащая».

Человек по натуре общительный, добровольно заточает себя, огораживая от всего света, но муки совести и разума не дают Раскольникову покоя и он вынужденно открывается, признается в своем преступлении Сонечке Мармеладовой. Он воспринимает ее как соратницу, человека близкого хотя бы потому, что она, как и он сам уничтожает себя, торгует собой, и делает это ради высшей цели, не ради себя, а ради своей семьи, отказывая себе даже в такой роскоши, как самоубийство. Раскольников приходит к выводу, что девушка, казалось бы такая слабая и покорная своей судьбе, оказывается сильнее его самого и никак не может попадать в «твари дрожащие», ведь она при всем своем образе жизни остается человеком высокоморальным чистым и цельным, не разочаровавшимся в людях и стремящимся делать им только добро.

По воле автора мы приходим к выводу, что единственный способ преобразовать общество — это самопожертвование и христианская любовь.




Теория Раскольникова и ее крах