Тетралогия о ростовщике Торквемаде

Задолго до того, как была написана первая повесть из этого цикла «Торквемада на костре» , зловещая фигура Торквемады несколько раз появляется на страницах более ранних произведений Гальдоса. Франсиско Торквемада вышел из низов. Женившись на донье Сильвии, он унаследовал после ее смерти небольшой капитал и тотчас же пустил его в оборот, ссужая деньги под огромный процент запутавшимся в долгах студентам и светским дамам.

Таким он предстает в романах «Доктор Сентено» и «Госпожа Брингас» . В те далекие времена Торквемада, которого

клиенты прозвали «Гобсеком» и «Душегубом», был как две капли воды похож на классический тип ростовщика, запечатленный в произведениях Бальзака. Но «в наше беспокойное время никто не властен сохранять неизменным свой облик, а потому «Душегуб» и проделал, сам того не замечая, путь от ростовщичества метафизического до позитивного», — пишет Гальдос. И революция, и Реставрация лишь удваивали его капиталы.

И мало-помалу он стал обнаруживать в себе особые признаки общественной значимости, ощутив себя в полной мере «собственником и рантье».

Гальдос не случайно дал своему герою фамилию

Торквемады, главы испанской инквизиции в XV в. Фран-сиско Торквемада — это как бы «Великий инквизитор» современности. Символично и название повести. В жизни ростовщика писатель избирает такой момент, когда палач становится жертвой.

Тяжко заболевает маленький сын Торквемады, необычайно одаренный Валентинито. Поставив своего героя в трагические обстоятельства, Гальдос всей логикой развития образа показывает, что, искренний в отцовских чувствах любви и горя, Торквемада все же и на этот раз остается «жестоким скрягой, безжалостным ростовщиком, бесчестным заимодавцем».

С помощью сатирического преувеличения и гротеска писатель воссоздает типический образ ростовщика, в котором все отравлено ядом корысти. Так, например, узнав о том, что сын безнадежно болен, ростовщик восклицает: «,..я не хочу отдавать моего сына, не хочу… Ведь это воровство, разбой».

И когда Торквемада решает стать милосердным к людям, то это лишь явная попытка заключить выгодную сделку с богом, по дешевой цене купить спасение сына: «…ведь без добрых дел и на богородицу полагаться нельзя. Никто ведь бескорыстно не благодетельствует, всяк свой расчет имеет». Даже звезды, на которые «Душегуб» едва ли не впервые взглянул в одну из бессонных ночей у постели умирающего сына, кажутся ему новенькими, блестящими монетами. В этой повести Гальдос часто прибегает к образам и сравнениям, взятым из сферы денежных отношений, например: он «шел вперед торопливой походкой кредитора, преследующего свою жертву».

Так складывается гротескно преувеличенный, но типический образ одного из новых господ жизни — буржуа.

Рассказ об испанском Гобсеке был продолжен Гальдосом в трилогии о Торквемаде, состоящей из связанных единым сюжетом повестей: «Торквемада на кресте» , «Торквемада в чистилище» и «Торквемада и святой Петр» .

Через всю трилогию проходят две сюжетные линии: история превращения «Душегуба» в крупного финансиста и история его женитьбы на Фиделе дель Агила и последующего его «приручения» свояченицей Крус.

Гальдос повествует о необыкновенном возвышении бывшего ростовщика: он начинает ворочать миллионами, становится сенатором, покупает титул маркиза. Слово его становится законом в мире биржевиков и финансистов; газеты, министры и даже церковники славят его «государственный ум» и «таланты». Между тем, претерпев удивительную внешнюю метаморфозу, Торквемада остается внутренне все тем же процентщиком.

Его «гениальные» финансовые операции — поставка государству мусора вместо табака, огромные прибыли на строительстве железной дороги, игра на бирже — все это лишь масштабами отличается от его прежних махинаций.

Возвышение Торквемады вполне закономерно, ибо «светское» общество, в которое он входит благодаря богатству, состоит из таких же лишенных щепетильности в денежных делах людей. Да и перед родовым дворянством, как это показывает Гальдос на примере семейства дель Агила, стоит неумолимый выбор: либо вступить в союз с презренными торгашами, либо погибнуть.

Такова дилемма, встающая перед Рафаэлем дель Агила, живым воплощением былого величия дворянства. Не случайно он слеп: физическая слепота — лишь аллегория слепоты социальной. А когда он начинает понимать, наконец, что в его век правит династия Торквемады, он кончает жизнь самоубийством.

Сестры Рафаэля, Крус и Фидела, поступают иначе: они расстаются с дворянскими предрассудками ради того, чтобы восстановить прежнее благосостояние семьи.

С точки зрения Гальдоса союз аристократии и плутократии нелеп и бесплоден. Крах этого союза — содержание последней части трилогии, повести «Торквемада и святой Петр». Эта повесть создавалась в 1895 г., когда писатель переживал глубокий духовный кризис и, как ему казалось, находил выход из тупика в толстовских идеях самоусовершенствования и религиозного реформаторства.

Идеи эти нашли воплощение в романах «Назарин» и «Альма» , появившихся в том же году, что и последняя часть трилогии. Некоторое отражение эти идеи получили и в повести, в частности в образе священника Луиса Гамборены, проповедника «сурового» и «чистого» христианства. Но в изображении жизненной траектории Торквемады Гальдос остался верен правде жизни. Последним словом ростовщика на ложе смерти было conversion.

И никто так и не узнал — было ли это обращением к богу или отголоском навязчивых мыслей о конверсии внешнего долга государства, последнем финансовом проекте Торквемады.

Цикл романов о ростовщике, как и все «Современные романы», свидетельствовал о том, что с годами не только расширялся тематический диапазон творчества Гальдоса, но и углублялось его мастерство.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Тетралогия о ростовщике Торквемаде