ТИПИЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИЛИ МАРГИНАЛ!
В современной французской философии есть направление, которое называется шизоанализ. Его возникновение связано с появлением теории маргинальных групп, которые признаются первичными по отношению к любым видам коллектива. Мир желания, проповедуемый шизоанализом, — это мир, где все возможно.
Таким миром желания, где все возможно, в истории России стала Страна Советов. Кем, если не маргиналами, в XIX веке были нигилисты, анархисты, народовольцы и социалисты, которых сменили большевики? Но вот наступил XX век, и Россия закружилась в революционном
Он стал Великим Маргиналом, превратив великую державу на одной шестой части земной суши в такую же маргинальность, какой был сам.
Но этот маргинал появился не сам по себе. Он был создан русской интеллигенцией, что описал в своей повести «Собачье сердце» М. Булгаков. В результате этого грандиозного эксперимента на свободу был выпущен такой джин, которого, в отличие от профессора Преображенского, вернувшего Шарикова в первоначальное
Однако не каждому такое превращение удавалось: ни Мечик у А. Фадеева, ни Лютов у И. Бабеля до конца так и не становятся своими для представителей нового — передового! — класса на исторической арене. Они так и не смогли до конца отречься от своей интеллигентской природы.
А вот у М. Зощенко в произведении «Перед восходом солнца» есть герой, который сделал это с легкостью и без лишних колебаний. Этот герой — бывший поэт А. Тиняков, которого писатель прячет за криптонимом «А. Т-в»: «Я вспомнил одного поэта — А. Т-ва… Я помнил его еще до революции в 1912 году. И потом я увидел его через десять лет.
Какую страшную перемену я наблюдал. Какой ужасный пример я увидел…»
Поэт, в дореволюционные годы издавший два или три поэтических сборника, превратился в жалкого нищего, который стоит на углу Литейного и просит подаяния. И когда писатель стал стыдить поэта, тот лишь усмехнулся и сказал: «Унизительно не жрать. Унизительно околеть раньше положенного срока…
Все остальное идет вровень с той реальной жизнью, которую судьба дала нам в обмен за прошлое…» Далее мы узнаем, что писатель встретил того же поэта через год. «Он уже потерял человеческий облик. Он был грязен, пьян, оборван. Космы седых волос торчали из-под шляпы.
На его груди висела картонка с надписью: «Подайте бывшему поэту».
М. Зощенко не делает никаких выводов, он просто описывает историю. Но мне кажется, что главным мотивом, руководившим поэтом Тиняковым, было глубокое чувство разочарования и безнадежности, осознание того, что возврата к прежней жизни никогда не будет. Пришло новое время с новым человеком, который руководствуется лозунгом: «Плюй на все и торжествуй!» — и не нуждается в красивых поэтических словах и метафорах.
М. Зощенко как бы задается вопросами: почему произошла такая ужасная метаморфоза? Почему некогда изысканный поэт, не лишенный творческого таланта, превратился в грязного циника?
М. Зощенко говорит о Тинякове, что тот «не пожелал больше врать. Он перестал притворяться… Он сбросил с себя всю мишуру, в которую он рядился до революции.
Он стал таким, каким он был на самом деле — голым, нищим, омерзительным».
Оказывается, в творчестве Тинякова еще раньше появились мотивы полного разочарования: «устал от слов, от чувств и душ». Покой казался ему недостижимым идеалом. Пока человек надеется, его душа жива.
Ощущая это свойство человеческой натуры, поэт пытался сбросить его с себя. Он долго и упорно готовился умертвить свою совесть, которая, как и душа, в новое время оказалась атавизмом.
В заключение хочется сказать, что жизнь полна всяких неожиданностей. Художественная и научно-познавательная литература полна примеров всевозможных метаморфоз. И мне кажется, что достижение абсолютного счастья в человеческой жизни невозможно.. Современное человечество живет по теории относительности Эйнштейна.
А при таких условиях типичные представители по-прежнему будут превращаться в маргиналов, а маргиналы — в типичных представителей.
ТИПИЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИЛИ МАРГИНАЛ!