Тихон Щербатый и Платон Каратаев в романе Л. Н. Толстого «Войне и мир»
Тихон Щербатый — простой мужик, самостоятельно начавший войну с французами. Он объяснял Денисову: «Миродеров точно два десятка побили, а то мы ничего не делали…» Оставшись у Денисова, Тихон сначала делал всю черную работу: раскладку костров, уход за лошадьми, но оказалось, что он способен на большее. По ночам он уходил на добычу, принося платье и оружие французское, а когда приказывали, то приводил и пленных.
Вскоре он был зачислен в казаки. Он всегда ходил пешком, но не отставал от кавалерии. Мушкетон он носил с собой больше для смеха,
Тихон не просто овеществляет силу и мужество «простого русского мужика». Он, как и многие другие «проходные» герои романа, усиливает характеристику главных героев. Петя Ростов, догадавшись, что Тихон во время вылазки за языком убил человека, чувствует себя очень неловко. Хотя это продолжается недолго. Сидя за столом вместе с партизанами, «Петя находился в состоянии восторженной, детской любви ко всем людям».
Он старался сделать всем приятное и угощал всех присланным из дома изюмом. Смерть Пети подчеркивает жесткое величие
Отличный изюм, берите весь», — вспомнилось ему».
Образ Платона Каратаева самодостаточен сам по себе. Что стоит хотя бы его рассказ о купце, которого несправедливо осудили за убийство. И в то же время Каратаев играет важнейшую роль в формировании характера Пьера Безухова. Известно, что для Каратаева «жизнь не имела смысла как отдельная жизнь, она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Каратаев живет в полном согласии со своим окружением.
Он сливается с ним, как капля с океаном.
Для Пьера же после сцены расстрела рушится мир. «Мир завалился на глазах и остались одни бессмысленные развалины». Возвращает его к жизни именно Платон Каратаев. Его особый дар любви лечит душу Пьеру. Пройдя через испытания плена, познав органичность с миром, свойственную Каратаеву, Пьер понимает, что все несчастья не от недостатка, а от излишка. Этот излишек может быть не только материальным, но и духовным.
Обремененный духовными излишками цивилизации, человек становится наблюдателем, анализирующим свою жизнь, что иссушает душу.
Думая о Каратаеве, Пьер по странной ассоциации вспомнил своего учителя географии. Тот показывал ему глобус, живой, колеблющийся шар. Вся его поверхность состояла из капель. Эти капли двигались, то сливаясь, то разделяясь. «Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез», — подумал Пьер, проснулся и увидел собаку Каратаева. «Пьер уже готов был понять, что Каратаева убили…»
В театральном искусстве есть выражение: играть артиста. Другие артисты своим поведением усиливают, оттеняют роль героя. Этим же приемом с большим мастерством пользуется Лев Толстой.
Каратаев, Щербатый не только усиливают характеристики других героев, они олицетворяют весь русский народ, с мощной народной силой и высокими чувствами.
«Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно…», — пишет Толстой, добавляя: «Историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий…».
Именно потому, что роман насыщен образами таких людей, как Каратаев, Щербатый, можно уверенно сказать — это не роман, описывающий, какие события происходили с людьми, как они жили и боролись, это роман о том, что случилось с народом, как изменялось народное самосознание. Именно народ победил в этой войне, именно народ стал носителем главных духовных ценностей. Народная масса, состоящая из Платонов и Тихонов.
Тихон Щербатый и Платон Каратаев в романе Л. Н. Толстого «Войне и мир»