«То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все». . По произведением Василия Шукшина

1. «Правда жизни» в произведениях Шукшина. 2. Человеческая драма простого человека. 3. Ситуации, в которые Шукшин ставит своих героев. Когда речь заходит о «живописной правде жизни» на память мне приходят произведения Василия Шукшина. Его произведения хорошо известны.

Перу Василия Макаровича Шукшина принадлежит около ста двадцати рассказов, несколько повестей, два романа, пьесы и киносценарии. Шукшин, без сомнения, является талантливейшим писателем XX века. Его произведения гораздо глубже, чем могут показаться на первый взгляд.

Философское

осмысление жизни писателем открывается не сразу. Наше внимание подчас концентрируется на мелочах, от чего творчество Василия Шукшина кажется очень простым для читательского восприятия. Многие произведения Шукшина рассказывают нам о человеческой драме, которая остается непонятной и подчас незамеченной окружающими.

Василий Шукшин обращает свое внимание на простых людей, среди героев его произведений практически нет представителей элиты. Очень часто Шукшин говорит о крестьянах, деревенских жителях, которые оказываются оторваны от привычной жизни, от исконных своих корней. Но и в городе эти люди

не могут найти себе применения. За комическими ситуациями скрывается настоящая трагедия.

Поиск человеком своего места в мире, осмысление своей роли на земле, — это далеко не все темы, которые затрагивает в своем творчестве Шукшин. Писатель немало внимания уделяет нравственным и духовным ценностям человека. Поиск своего места в мире нередко сопровождается отторжением тех ценностей, которые были дороги человеку ранее.

И это также является трагедией, ведь нравственная деградация человека сказывается не только на нем самом, но и на близких.

Шукшин много внимания уделял так называемой деревенской тематике. В своих произведениях он говорил о том, что крестьяне теряют те ценности, которые были дороги их предкам. Но взамен утраченного ничего не приобретают. Именно поэтому простой человек ударяется в пьянство, разгул.

Отсутствие смысла жизни является тому причиной. В творчестве Шукшина затрагивается проблема судьбы. Например, судьбой простого человека, крестьянина, труженика, является труд.

Это и обязанность, и одновременно смысл жизни. Оторванный от своих корней, труженик-крестьянин становится несчастным. Но жизнь простых людей отнюдь не печальна и беспросветна. Помимо труда в их жизни есть немало радостей. Возможно, на чей-то взгляд эти радости покажутся простыми и примитивными.

Но для самих крестьян они значат очень много. Шукшин часто показывает, какое место в незатейливом быту крестьян занимают праздники. Шукшин не щадит своих героев. Он подчас ставит их в самые неприятные ситуации. И читатель прекрасно понимает, что эти ситуации не придуманы, они реальны.

Простой человек, наивный и доверчивый, нередко становится жертвой. Например, в рассказе «Материнское сердце» молодой крестьянский парень Витька Борзенков не сумел распознать опасность, от чего попал в тюрьму. Для деревенского жителя тюрьма — это тяжкое испытание. Тяжело не только самому Витьке, но и его старой матери.

Сын, помощник, надежда и опора, оказывается за решеткой. Шукшин рисует достоверную картину. Мы видим простого, работящего парня, не умеющего разбираться в жизни.

Произведение под названием «Калина красная» многим очень хорошо известно. Егор Прокудин, безусловно, не может не вызывать сочувствия. Он оторвался от крестьянских корней. Ему казалось, что унылый, однообразный труд сельского жителя неинтересен.

Но связь с уголовным миром не приносит потомственному крестьянину ничего, хорошего, становится причиной его неотвратимой гибели. Василий Шукшин и сам происходил из семьи потомственных крестьян, поэтому «деревенская тема» ему была близка и понятна. Среди его произведений немало таких, которые более оптимистичны.

Мечта крестьянина о празднике может осуществиться. Например, из рассказа «Сапожки» мы узнаем, как простой деревенский мужик решает порадовать свою жену роскошным подарком. Ему не пришло в голову ничего, кроме как приобрести для деревенской жительницы красивые сапожки.

Конечно, такая покупка бесполезна в деревне. К тому же изящные сапоги не налезают на «крепкую, крестьянскую ногу». Но, тем не менее, желание порадовать жену не прошло даром. Сапожки показали жене, что ее муж по-прежнему испытывает к ней теплые чувства. К тому же сам Сергеи задумывается о радости, которой так мало среди серых однообразных дней.

Красивые сапожки в рассказе выступают как символ радости, праздника. И жизнь Сергея и его семьи становится чуть-чуть радостнее. Сергея одолевают раздумья.

И их с полной уверенностью можно назвать философскими. Они очень серьезны, ведь простой деревенский мужик задумывается о смысле жизни: «Вот так живешь — сорок пять лет уже, — все думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идет… И так и подойдешь к той ямке, в которую надо ложиться, — а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, какого дьявола надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?

Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки — возьми, сделай радость человеку! Может, и не будет больше такой возможности».

Искусство всегда помогало человеку лучше осознать реальную жизнь. Произведения Шукшина не могут оставить читателя равнодушным. Нередко критики сравнивали писателя с Чеховым.

Ведь А. П. Чехов, как и Шукшин, очень много внимания Уделял простой, будничной жизни, видел ее красоту и значительность.




«То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все». . По произведением Василия Шукшина