Толстой «Война и мир». Социофилософская концепция произведения, война и мир как ее ось

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Война и мир» — книга поисков, книга вопросов. Это развернутое философское размышление писателя о закономерностях человеческой истории и законы жизни. На конкретных жизненных примерах Л. Толстой старался объяснить причины исторических событий, «движение» истории, которые не могли объяснить историки. Он связывал это с проблемой свободы и необходимости.

В таких сложных вопросах мы попробуем разобраться сегодня на уроке.

II. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация

опорных знаний

1. Комментирование отрывка из романа

Учитель. Прокомментируйте эту цитату: «над ним уже не было ничего, кроме неба — высокого неба, не ясного, а тем не менее безмерно высокого, с медленными серыми тучами на нем. «как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,- подумал князь Андрей,- не так, как мы бежали, кричали и бились; совсем не так, как со злыми и оробелыми лицами тянули друг в друга банника француз и артиллерист,- совсем не так ползут тучи по этому высокому бескрайнему небу. Почему же я не видел раньше этого высокого неба?

И какой я счастливый, что познал его в конце

концов. Да! Все ерунда, все заблуждение, кроме этого бескрайнего неба.

Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И хвалить Бога!..»» .

2. Краткий пересказ и комментирование ключевых эпизодов II книги романа

.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Слово учителя

— Князь Андрей — один из любимых образов писателя. Просвещенный, благородный, гордый и честолюбивый, он был недоволен собственной жизнью, окружением, постоянно находился в поисках смысла бытия. Он прошел через увлечение Наполеоном и разочарование в нем, через любовь к Наташе и горькое переживание ее измены, через смертельное ранение, чтобы понять, что наибольшее счастье — это счастье любви ко всем людям всего мира.

2. Эвристическая беседа

— Каким мы видим Андрея Болконского в салоне Анны Павловны Шерер?

— Изменился ли князь Андрей во время службы в штабе Кутузова и почему? .

— Что думал князь Андрей накануне Аустерлицкой битвы? .

— Что понял Болконский, лежа тяжело раненым под высоким небом Аустерлица? .

— Какие чувства вызвала встреча Болконского со старым дубом в Отрадном?

— Почему Болконский стремился служить в действующей армии, а не при штабе, как ему предлагали? .

— О чем жалел князь Андрей, получив смертельное ранение?

— Можно ли говорить о том, что в образе Андрея Болконского автор воплотил свою идею о «несопротивлении злу насилием»?

3. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

— Какими являются социально-философские идеи романа «Война и мир»?

И личности «, «Есть три формы единения людей: семья, народ, человечество»).

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Приведите ярчайшие примеры того, как Л. Толстой в своем произведении широко использовал такие приемы, как внутренний монолог, пейзажи для изображения «диалектики души».

VI. Домашняя задача

Для всех: знать социофилософские идеи Л. Толстого, уметь характеризовать образ князя Андрея; прочитать III книгу произведения.

Индивидуальное: подготовить сообщение о Наполеоне, Кутузове.

VII. Итог урока

Учитель. История семьи Ростовых, Болконских свидетельствует о том, что «семейные узы», любовь, взаимоуважение и взаимопонимание наиболее крепко объединяют людей. Герои романа принадлежат к своей эпохе, живут одной жизнью со своим народом, находят в народных представлениях и верованиях моральную поддержку. Вместе с тем порывы к добру, сочувствие, осознание того, что каждый человек является частицей общего организма,- характерные особенности героев эпопеи.

Рано или поздно каждый из них приходит к пониманию этих истин.




Толстой «Война и мир». Социофилософская концепция произведения, война и мир как ее ось