Толстой «Война и мир». Социофилософская концепция произведения, война и мир как ее ось
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Война и мир» — книга поисков, книга вопросов. Это развернутое философское размышление писателя о закономерностях человеческой истории и законы жизни. На конкретных жизненных примерах Л. Толстой старался объяснить причины исторических событий, «движение» истории, которые не могли объяснить историки. Он связывал это с проблемой свободы и необходимости.
В таких сложных вопросах мы попробуем разобраться сегодня на уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация
1. Комментирование отрывка из романа
Учитель. Прокомментируйте эту цитату: «над ним уже не было ничего, кроме неба — высокого неба, не ясного, а тем не менее безмерно высокого, с медленными серыми тучами на нем. «как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,- подумал князь Андрей,- не так, как мы бежали, кричали и бились; совсем не так, как со злыми и оробелыми лицами тянули друг в друга банника француз и артиллерист,- совсем не так ползут тучи по этому высокому бескрайнему небу. Почему же я не видел раньше этого высокого неба?
И какой я счастливый, что познал его в конце
Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И хвалить Бога!..»» .
2. Краткий пересказ и комментирование ключевых эпизодов II книги романа
.
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Слово учителя
— Князь Андрей — один из любимых образов писателя. Просвещенный, благородный, гордый и честолюбивый, он был недоволен собственной жизнью, окружением, постоянно находился в поисках смысла бытия. Он прошел через увлечение Наполеоном и разочарование в нем, через любовь к Наташе и горькое переживание ее измены, через смертельное ранение, чтобы понять, что наибольшее счастье — это счастье любви ко всем людям всего мира.
2. Эвристическая беседа
— Каким мы видим Андрея Болконского в салоне Анны Павловны Шерер?
— Изменился ли князь Андрей во время службы в штабе Кутузова и почему? .
— Что думал князь Андрей накануне Аустерлицкой битвы? .
— Что понял Болконский, лежа тяжело раненым под высоким небом Аустерлица? .
— Какие чувства вызвала встреча Болконского со старым дубом в Отрадном?
— Почему Болконский стремился служить в действующей армии, а не при штабе, как ему предлагали? .
— О чем жалел князь Андрей, получив смертельное ранение?
— Можно ли говорить о том, что в образе Андрея Болконского автор воплотил свою идею о «несопротивлении злу насилием»?
3. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
— Какими являются социально-философские идеи романа «Война и мир»?
И личности «, «Есть три формы единения людей: семья, народ, человечество»).
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Приведите ярчайшие примеры того, как Л. Толстой в своем произведении широко использовал такие приемы, как внутренний монолог, пейзажи для изображения «диалектики души».
VI. Домашняя задача
Для всех: знать социофилософские идеи Л. Толстого, уметь характеризовать образ князя Андрея; прочитать III книгу произведения.
Индивидуальное: подготовить сообщение о Наполеоне, Кутузове.
VII. Итог урока
Учитель. История семьи Ростовых, Болконских свидетельствует о том, что «семейные узы», любовь, взаимоуважение и взаимопонимание наиболее крепко объединяют людей. Герои романа принадлежат к своей эпохе, живут одной жизнью со своим народом, находят в народных представлениях и верованиях моральную поддержку. Вместе с тем порывы к добру, сочувствие, осознание того, что каждый человек является частицей общего организма,- характерные особенности героев эпопеи.
Рано или поздно каждый из них приходит к пониманию этих истин.
Толстой «Война и мир». Социофилософская концепция произведения, война и мир как ее ось