Тpагедия Раскольникова

В центpе pомана Ф. Д. Достоевского «Пpестyпление и наказание» хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица, бедного стyдента Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим.

В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными качествами: Родион был «замечательного

хорош собою, с прекрас — ными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен.» В его поступ — ках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную.

Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа: Разумихин — преданнейший друг Раскольни

— кова, Соня — несчастное создание, жертва гниющего общества, восхищаются им, даже его преступление не может поколебать эти чувства.

Он вызывает ува — жение у следователя Парфирия Петровича — очень умного человека, догадавше — гося раньше всех о его преступлении.

И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случится? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и оскарбленных», совершил убийство «по теории», реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысход — ностью, духовным тупиком.

Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория вылилась в преступление. Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лу — жиным и злодеем Свидригайловым.

Ведь и эти противоречивые и сложные два ха — рактера считает, что человеку, обладающему силой и злостью, «все дозволено.» «Мы одного поля ягоды,» — говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион по — нимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, «перешаг — нули через кровь». Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Пер — вый имеет, как я уже сказал, весьма противоречивый характер: он одновремен — но добрый, честный человек, совершает ряд добрых поступков, таких как, нап — ример, огромная помощь детям Мармеладовых, но в то же время на его совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы Петров — ны.

Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя назвать его и «серостью», скорее, это человек, в душе которого борется доб — ро и зло. И то и другое попеременно держат победу, но к сожалению, в ре — зультате берет свое зло — Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством. С Лужиным несколько проще: сладострастное ничтожество, которое в своих меч — тах стремится унизить и властвовать над более умным и чистым душой, чем он сам.

Такого человека невозможно противопоствлять Родиону Раскольникову. Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех воз — можных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувство — вавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей: он не мо — жет находится рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя от всех. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного злодеяния — все это невыноси — мым гнетом ложится на душу Раскольникова.

Родион понимает несостоя — тельность своей теории «сильного человека», она не выдержала проверки жиз — нью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.

Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеж — дается: эти муки совести сильнее наказания катаргой. И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление.

Очень чутко, во многом пророчески Достоевский понял уже в девятнадца — том веке роль идей общественной жизни. С идеями — по Достоевскому — нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но могут оказаться разрушительной силой для человека, и для общества в целом.




Тpагедия Раскольникова