Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией «Горе от ума» положил начало русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой. Вместе с другими передовыми студентами он изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма в литературе.

Он считал, что классицизм мешает воображению.

Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития национально самобытной русской литературы.

Ранние пьесы Грибоедова представляли собой вольный перевод с французского, но затем он создает оригинальное яркое произведение. Эстетика Грибоедова — это эстетика реализма. В 1824 году он закончил работу над комедией «Горе от ума». Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила произведение в печать.

Реакционный лагерь принял комедию враждебно. Блестящую характеристику пьесе дал Пушкин, восторженно ее встретили декабристы. По мнению Пушкина, цель комедии — «характеры

и резкая картина нравов».

До Грибоедова только комедия «Недоросль» Фонвизина имела такой успех. «Горе от ума» было использовано декабристами для пропаганды их политических идей.

В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание произведения составляет столкновение и смена двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувшего». Появление «Горя от ума» способствовало становлению реализма в русской литературе.

Новаторство Грибоедова в том, что он своеобразно использовал новый реалистический метод изображения. Все герои даны в движении, в развитии, все образы подчинены центральному конфликту — борьбе нового со старым. В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь современной писателю эпохи.

Герои Фонвизина оставались неизменными на всем протяжении действия. Грибоедов, напротив, стремится показать внутреннее развитие своих героев. Грибоедов раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом также особенность его реализма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит, под давлением жизненных обстоятельств. Чацкий с горечью восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете!».

Образ Молчалина — удивительная находка драматурга, крайне «жизнеспособный» тип, ведь и по сей день Молчалины процветают, вокруг слишком много покорных, живущих по принципу: «Не должно сметь свое суждение иметь».

Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Типизируя образ, Грибоедов каждому персонажу комедии придает индивидуальные черты и свойства.

Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во все времена. В армии можно встретить грубого солдафона, в любом управлении — «всесильного дядюшку» , покровителя родственников, который держит всех служащих в узде.

Составивший основу комедии конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовал Пушкин. Он назвал Грибоедова «комическим гением».




Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»