Традиционный и новаторский подход к изображению действительности во французской литературе: от сюрреалистических «изысков» до критического реализма
Идейно-эстетические искания французских писателей 20-30-х гг. Многообразие художественных направлений и течений в искусстве.
Дадаизм как предтеча сюрреализма в литературе. Стремление идеологов дадаизма Т. Тцары, Л. Арагона, А. Бретона вывести универсальную формулу существования человека. Ее суть сводится к бегству от действительности в область подсознания, «логического сна».
Цель дадаизма — тотальный нигилизм, всеобщее разрушение; общество, мораль, законы, разум, искусство должны быть ниспровергнуты. «Врата смысла наглухо
«Манифест господина Антипирина» » — первый программный документ нового направления. Дадаизм об абсолютной свободе художника. Творческая натура ничем не связана с традиционными художественными средствами. Художник не вправе ограничивать себя красками, словами, мрамором; он волен использовать любые приемы и материалы, он послушен голосу только своего воображения. «Искусство сокровенно, художник творит для одного себя; если произведение искусства доступно пониманию, оно образчик журнализма, и только» .
Приемы дадаистской
«Однажды мы поймем, что до Дада, после Дада, без Дада, по отношению Дада, против Дада, назло Дада всегда будет Дада» .
Сюрреализм — самое влиятельное авангардное течение во французском искусстве XX столетия. Среди его почитателей в разные годы были такие писатели, как Г. Аполлинер, Л. Арагон, П. Элюар, Р. Деснос, Ж. Превер, Ж. Кокто. Теоретиком сюрреализма выступил Андре Бретон.
«Первый манифест сюрреализма» . Главенствующий творческий принцип нового направления — «чистый психологический автоматизм», т. е. фиксация мыслей без всякого контроля со стороны разума, «вне каких бы то ни было эстетических и нравственных соображений». Основные художественные приоритеты сюрреали-
Стической школы: отказ от реальных жизненных образов; желание вырваться из мира реальности в мир «сновидений», отсюда пристальное внимание к видениям, ирреальным образам; разрушение логики стиха;
Крайний формализм и субъективизм в искусстве; ставка на «безграничную свободу духа», обрести которую можно только по ту сторону реальности, в «надреальном мире» в «мире подсознания и инстинктов».
Попытка сюрреализма соединить в своей эстетике трудно сопоставимые вещи: психоанализ Фрейда, бунтарские мотивы маркиза де Сада, Лотреамона, Рембо с диалектикой Гегеля и коммунистическим движением. Революционный характер сюрреалистических идей 20-х гг.
Возведение в принцип таких понятий, как безжалостная власть, диктатура, политический фанатизм, отказ от свободной дискуссии и оправдание смертной казни. «Эти фанатики хотели любой революции, вообще чего угодно, что вывело бы их из мира лавочников и компромиссов, в котором им приходилось жить » .
Произведения сюрреалистов — это, как правило, бессвязный текст, поток субъективных впечатлений, туманных сложных образов, нагромождение случайных ассоциаций, формалистская игра словами, «Свет земли» ; Л. Арагона «Огонь радости», «Вечное движение» .
Поиск новых путей выразительности во французской прозе 20-30-х годов. Экспериментальный характер творчества Андре Жида, создателя романа «нового типа». Абсолютная свобода как вполне оправданный выбор человека в повести «Имморалист» . Приоритет «внутреннего я» над всеми нравственными обязательствами.
Обращение Жида к фигуре Ф. М. Достоевского. Роман «Подземелье Ватикана» как воплощение авторского взгляда на природу человека. Мотив избранничества главного персонажа романа — Лафкадио; ничем не регулируемое поведение свободной личности. Способность героя совершить «немотивированное преступление» и оправдать свои самые страшные поступки.
«Фальшивомонетчики» — антивоспитательный, антисемейный роман, созданный по законам модернистской эстетики. Идея «вечного гедонизма». Линия писателей Эдуарда и де Пассавана в произведении. Тема всеобщего обмана и авантюры.
Дневник Эдуарда и конструкция «романа в романе». Размышления автора над созданием «чистого романа», где отсутствовал бы сюжет, хронологическая последовательность внешних событий, диалогов, изображения характеров. Яркая стилистическая манера Жида.
«Ренессанс христианской литературы» во Франции. Стремление католических писателей П. Клоделя, Ж. Грина, Ж. Бернаноса, Ф. Мориака наполнить христианскую веру гуманистическим содержанием. Исходный постулат — человечество греховно по своей природе, без божественной благодати человек не в силах соблюсти заповеди Господни.
Основная эстетическая проблема — соотношение божественного предназначения и свободной воли человека.
Традиции французского реалистического романа и художественные поиски Франсуа Мориака. Мировоззренческая позиция Мориака-католика: «Веровать, значить любить», «Бог есть любовь». С другой стороны, абсолютная уверенность в том; что католицизм не вправе удерживать художника от реального изображения действительности; мораль писателя — «в силе и правде описываемого». Неприятие деления людей на преступников и порядочных; для Мориака не существовало отталкивающих персонажей: «Истинное предназначение романиста состоит в том, чтобы нарисовать человека целиком со всеми его противоречиями, со всеми его недостатками, со всеми приливами и отливами».
«Извечные» конфликты, на которых строится повествование Мориака:
Религиозный, любовный, нравственный.
Обращение романиста к жанру семейного социально-психологического романа и к традиционным для французской литературы проблемам: провинциальный быт со своей удушающей атмосферой, разлагающее влияние денег, взаимоотношение отцов и детей, положение женщины в семье.
Тема символической проказы в романе «Поцелуй, дарованный прокаженному» .Классическая мориаковская ситуация: молодая женщина, выданная замуж за чужого ей человека ; ее незавидная участь в семье, где она ощущает себя пленницей; ее ненависть к окружающим.
В мориаковских романах «Тереза Дескейру» , «Клубок змей» , «Дорога в никуда» семья выступает как «живая тюремная решетка», за прутьями которой мечется человек. Образ клетки с живыми прутьями становится лейтмотивом всего романа «Тереза Дескейру». Жизнь героини, до и после судебного процесса — жизнь заключенной, отсюда ее противостояние семье. Стремление автора заглянуть в тайники человеческой души, выяснить, что толкает нормального человека на путь преступления.
Предметом исследования Мориака становится состояние души его героини. Философия Терезы сводится к одному — «быть сам собой», «нет более ужасного па-
Дения, чем отречься от самого себя». Определив для себя высший человеческий разряд, она признает за собой право распоряжаться жизнями других людей. Трагическая предопределенность судьбы Терезы — она может утвердить себя только ценой преступления.
Дуалистический подход Мориака к семье: семья это клетка, но «за пределами этой клетки человеческое существование ему представляется немыслимым» . Стилистическое мастерство романиста. Мориаковское направление во французской литературе.
ЛИТЕРАТУРА: Андреев Л. Г. Сюрреализм. — М., 1972. Камю А. Сюрреализм и революция Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. — М., 1990.
Куликова И. С. Сюрреализм в искусстве. — М., 1977. Каули М. Речь на могиле Дада Каули М. Дом со многими неизвестными. — М., 1973. Ловцова О. В. Сюрреализм Ловцова О. В. Литература Франции. — М., 1966. Бретон А. Манифест сюрреализма Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX в. — М., 1986.
Кирнозе 3. И. Французский роман XX века. — Горький, 1977. Кирнозе 3. И. Франсуа Мориак. — М., 1970. Наркирьер Ф. Франсуа Мориак. — М., 1983.
Традиционный и новаторский подход к изображению действительности во французской литературе: от сюрреалистических «изысков» до критического реализма